Дата публикации: 29.08.2024

Вопросы использования и охраны земель в стратегическом планировании недропользования на федеральном уровне

Аннотация

В статье исследованы направления стратегического планирования недропользования в их пересечении с задачами использования и охраны земель. Документы стратегического планирования федерального уровня устанавливают базовые положения стратегического планирования в этой сфере. Только в немногих из них подняты вопросы использования и охраны земель в связи с осуществлением пользования недрами. Проведена классификация таких актов. Установлено, что действия недропользователей на земле рассматриваются в них исключительно с позиции охраны окружающей среды, земель и почв как ее компонентов. Меры, которые могли бы способствовать снятию проблемы своевременного и беспрепятственного получения земель и земельных участков для осуществления пользования недрами, в выделенных актах не сформулированы. Более общие по содержанию положения документов стратегического планирования, в особенности о рациональном и комплексном природопользовании, целесообразно применить при определении позиции по данной проблеме.




Использование земной поверхности (будь то земельный участок, его часть, земли в целом) становится физически неизбежным при предоставлении участка недр субъекту ввиду того, что недра всегда находятся ниже почвенного слоя либо ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков (при отсутствии почвенного слоя). Право недропользователя на землю в смысле любого законодательно предусмотренного варианта получения им возможности использовать земельный участок, его часть или земли как таковые (при использовании земель и земельных участков без их предоставления, установления сервитута или публичного сервитута) во многом обеспечено системой земельно-правовых норм, в том числе когда речь идет о земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Однако в практической плоскости объективно существующая необходимость использования земной поверхности при всех видах пользования недрами не всегда находит признание и должное отражение в деятельности ответственных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, уполномоченных предоставлять соответствующие земельные участки на определенном праве, разрешать использовать их (или земли в целом), осуществлять перевод земель и земельных участков из одной категории в другую (в тех случаях, когда недропользование обозначено основанием перевода в другую категорию для этих целей), вносить соответствующие изменения в документы территориального планирования, изымать земельные участки для осуществления пользования недрами, соответственно, вносить изменения в документы территориального планирования, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика.

Не менее острыми остаются проблемы охраны земель при пользовании недрами. Поскольку состояние земель в этом случае существенно нарушается, для недропользователя становится обязательным осуществление комплекса мер по охране земель, в том числе связанных со снятием и сохранением плодородного слоя почвы, соблюдением правового режима земель определенных категорий и вида разрешенного использования земельных участков.

Изменение ситуации в сторону укрепления единообразия применения права в названных случаях представляется возможным как путем повышения ясности правоположений по данному вопросу, путем развития земельного законодательства и законодательства о недрах в соответствующей части, так и — параллельно этим процессам — посредством использования уже существующих действенных правовых инструментов, в том числе применяемых в сфере управления. В ряду таковых выделяется стратегическое планирование на федеральном уровне.

С принятием Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — Закон о стратегическом планировании), Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации наблюдается значительное увеличение количества и общее усиление роли в государственном управлении документов стратегического планирования. Политические, правовые, социально-экономические и иные условия развития государства и общества образуют основу стратегического планирования на федеральном уровне и одновременно во многом зависят от него, изменяются под его воздействием. Базовые подходы, определяющие показатели и действенные направления стратегического планирования, закрепляются в документах стратегического планирования.


Остальные статьи