Дата публикации: 29.08.2024

Самостоятельная утилизация отходов: угрозы окружающей среде как следствие правовой неопределенности

Аннотация

Статья посвящена исследованию правовых вопросов реализации норм, предусматривающих правила самостоятельной утилизации отходов с позиций разграничения правовых режимов деятельности в сфере утилизации отходов и переработки побочных продуктов производства. Существующая в законодательстве правовая неопределенность по вопросу о признаках побочных продуктов производства, неясность в вопросе о юридическом отличии названных объектов от «вторичных ресурсов» и отходов, подлежащих обязательной утилизации, порождает новые угрозы причинения вреда окружающей среде вследствие нарастающих негативных процессов, связанных с увеличением числа несанкционированных свалок. Автор предлагает конкретизировать понятие «продукты побочного производства» в целях совершенствования правового режима самостоятельной утилизации отходов.




Институт расширенной ответственности производителя, юридической формой которого является утилизация отходов, полученных от использования товаров, реализуется в рамках режима обязательной утилизации отдельных видов отходов. Одним из способов обращения с отходами является самостоятельная утилизация отходов их собственником. Первоначально правило введено для отдельных категорий отходов, захоронение которых запрещено.

С 4 августа 2023 г. введена в действие ст. 51.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», предусматривающая правовой режим самостоятельной переработки побочных продуктов производства. Режимы самостоятельной утилизации и самостоятельной переработки имеют много общего с точки зрения условий и порядка самостоятельного использования веществ и объектов, являющихся результатом основной деятельности субъектов экономической (хозяйственной) деятельности. Однако, в отличие от самостоятельной утилизации, переработка побочных продуктов производства не является объектом государственного учета.

Субъекты экономической (хозяйственной) деятельности самостоятельно определяют порядок использования таких объектов как в собственном производстве, так и на основании договоров с другими лицами, которым побочные продукты производства передаются для использования. Планируемое использование названных объектов подлежит отражению в программе производственного экологического контроля субъекта экономической (хозяйственной) деятельности.

Правительство Российской Федерации в соответствии с п. 10 ст. 51.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает перечень веществ и предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства. Данный перечень утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. № 4249-р и вступил в силу с 1 марта 2023 г. Можно утверждать, что вещества и предметы, указанные в названном перечне, в силу прямого указания закона относятся к веществам и предметам, предназначенным для удаления, т.е. являются отходами в силу императивных норм права.

Субъективная модель такого правового понятия, как «отходы», получает конкретизацию в правовых нормах, устанавливающих два способа их правовой квалификации: во-первых, в порядке самостоятельного определения субъектом деятельности юридической судьбы рассматриваемых объектов на основе их удаления (данный способ можно определить как диспозитивный), во-вторых, в порядке императивного закрепления обязанности удаления данных веществ в установленном порядке (императивный способ).

Список литературы

1. Берзинь О.А. Совершенствование правового обеспечения лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов по утилизации отходов / О.А. Берзинь, Е.Н. Шлягина, А.В. Игнатьева // Российский юридический журнал. 2023. № 4 (151). С. 165–174.
2. Бучакова М.А. О повышении эффективности контроля (надзора) в сфере охраны окружающей среды / М.А. Бучакова, Н.Д. Вершило // Российский юридический журнал. 2017. № 4. С. 191–197.
3. Хорошавин А.В. О ходе реформы законодательства об утилизации отходов потребления: наметился ли прогресс? / А.В. Хорошавин // Закон. 2023. № 10. С. 68–75.

Остальные статьи