Самостоятельная утилизация отходов: угрозы окружающей среде как следствие правовой неопределенности
Аннотация
Статья посвящена исследованию правовых вопросов реализации норм, предусматривающих правила самостоятельной утилизации отходов с позиций разграничения правовых режимов деятельности в сфере утилизации отходов и переработки побочных продуктов производства. Существующая в законодательстве правовая неопределенность по вопросу о признаках побочных продуктов производства, неясность в вопросе о юридическом отличии названных объектов от «вторичных ресурсов» и отходов, подлежащих обязательной утилизации, порождает новые угрозы причинения вреда окружающей среде вследствие нарастающих негативных процессов, связанных с увеличением числа несанкционированных свалок. Автор предлагает конкретизировать понятие «продукты побочного производства» в целях совершенствования правового режима самостоятельной утилизации отходов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 04/2024 |
Страницы | 12-15 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2024-4-12-15 |
Институт расширенной ответственности производителя, юридической формой которого является утилизация отходов, полученных от использования товаров, реализуется в рамках режима обязательной утилизации отдельных видов отходов. Одним из способов обращения с отходами является самостоятельная утилизация отходов их собственником. Первоначально правило введено для отдельных категорий отходов, захоронение которых запрещено.
С 4 августа 2023 г. введена в действие ст. 51.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», предусматривающая правовой режим самостоятельной переработки побочных продуктов производства. Режимы самостоятельной утилизации и самостоятельной переработки имеют много общего с точки зрения условий и порядка самостоятельного использования веществ и объектов, являющихся результатом основной деятельности субъектов экономической (хозяйственной) деятельности. Однако, в отличие от самостоятельной утилизации, переработка побочных продуктов производства не является объектом государственного учета.
Субъекты экономической (хозяйственной) деятельности самостоятельно определяют порядок использования таких объектов как в собственном производстве, так и на основании договоров с другими лицами, которым побочные продукты производства передаются для использования. Планируемое использование названных объектов подлежит отражению в программе производственного экологического контроля субъекта экономической (хозяйственной) деятельности.
Правительство Российской Федерации в соответствии с п. 10 ст. 51.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает перечень веществ и предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства. Данный перечень утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. № 4249-р и вступил в силу с 1 марта 2023 г. Можно утверждать, что вещества и предметы, указанные в названном перечне, в силу прямого указания закона относятся к веществам и предметам, предназначенным для удаления, т.е. являются отходами в силу императивных норм права.
Субъективная модель такого правового понятия, как «отходы», получает конкретизацию в правовых нормах, устанавливающих два способа их правовой квалификации: во-первых, в порядке самостоятельного определения субъектом деятельности юридической судьбы рассматриваемых объектов на основе их удаления (данный способ можно определить как диспозитивный), во-вторых, в порядке императивного закрепления обязанности удаления данных веществ в установленном порядке (императивный способ).