Законодательство в сфере управления городскими агломерациями: три тенденции становления и развития
Аннотация
В статье рассмотрены и выделены три основные тенденции становления и развития федерального законодательства в области управления городскими агломерациями: а) попытки разработки федерального закона «О городских агломерациях»; б) совершенствование законодательства путем внесения «точечных» изменений в законодательные акты и в) развитие экспериментальных режимов управления отдельными городскими агломерациями. Автор приходит к выводу, что в настоящий момент законодатель еще не готов к принятию единого федерального закона о городских агломерациях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 04/2024 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2024-4-2-6 |
Федеральное законодательство в сфере управления развитием городских агломераций развивается медленно и существенно отстает от развития управленческой практики и стратегического планирования. Тем не менее и здесь можно наблюдать определенную динамику. Выявив основные направления приложения усилий и проанализировав ряд законопроектных работ, можно определить основные тенденции развития законодательства в данной области.
Первой тенденцией, на наш взгляд, является активизация работы в области развития законодательства. Предпринимаются попытки разработать единый законодательный акт, в котором было бы предусмотрено регулирование всех основных отношений, связанных с управлением городскими агломерациями.
На уровне федерального законодательства предпринимались три попытки подготовки и принятия единого закона о городских агломерациях, но все три оказались неудачными и не привели к принятию такого закона.
1. Первая попытка была предпринята в 2016 г., когда группа экспертов Союза российских городов подготовила концепцию проекта закона о развитии городских агломераций и представила ее в Совете Федерации. В дальнейшем законопроект получил название «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях развития межмуниципального сотрудничества». По словам одного из активных участников группы разработчиков Ю. Кузнецова, основная идея заключалась в том, чтобы муниципалитеты могли решать некоторые проблемы совместно. Для этого минимально необходимым он посчитал введение упрощенного порядка передачи имущества межмуниципальным организациям (вне конкурентных процедур). Более кардинальным решением может быть предоставление возможности передачи муниципальных полномочий на межмуниципальный уровень.
2. Вторая попытка разработки общего федерального закона была предпринята в 2017 г., когда по инициативе Саратовской городской думы на рассмотрение Государственной Думы был представлен проект федерального закона № 189686-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации». Государственная Дума приняла решение об отклонении проекта (19 июня 2018 г.).