Служебное жилье участковым уполномоченным полиции из муниципального жилищного фонда: проблемы правового регулирования
Аннотация
В настоящей статье автор рассматривает проблему выселения участковых уполномоченных полиции, прекративших службу, из служебных жилых помещений, предоставленных им из муниципального жилищного фонда.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Семейное и жилищное право № 04/2024 |
Страницы | 27-29 |
DOI | 10.18572/1999-477X-2024-4-27-29 |
Проблема предоставления служебных жилых помещений, а также выселения из них после прекращения работы или службы, в связи с которой они предоставлялись, всегда являлась весьма актуальной. В настоящей статье будет рассмотрена проблема применительно к одной из категорий таких лиц, а именно участковых уполномоченных полиции, занимающих служебное жилье в муниципальном фонде, в связи с тем что в последние годы она стоит особенно остро, о чем свидетельствуют в том числе и выступления этих лиц в печати.
В соответствии со ст. 92, 104 Жилищного кодекса (ЖК РФ) служебные жилые помещения из муниципального жилищного фонда должны предоставляться органом местного самоуправления лицам, которые работают в муниципальных организациях, являются муниципальными служащими данного муниципального образования, занимают выборные муниципальные должности. Перечень таких работников, служащих и должностей должен быть утвержден нормативным актом муниципального образования. Включение в этот перечень работников и служащих, не относящихся к данному муниципальному образованию, что иногда встречается на практике, представляется допустимым только при наличии соответствующего федерального закона или закона субъекта РФ. Такая точка зрения проистекает из положений гл. 3 и 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ФЗ № 131-ФЗ). Указанный подход использовался при определении возможности предоставления муниципального служебного жилья участковым уполномоченным органов внутренних дел. Такая возможность прямо допускалась с июля 2011 г. до 1 января 2017 г., причем она была отнесена к полномочиям местного значения муниципального района (п. 8-2 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ). Однако закон предусматривал возможность компенсации расходов на такое предоставление в дальнейшем, если занимающих данные помещения лиц из числа уполномоченных и их семей не удавалось выселить из занимаемого жилого помещения после прекращения службы, хотя по этим делам и имелись разночтения судебной практики.
Затем, при следовании старой практике после 1 января 2017 г., контрольные органы зачастую рассматривали предоставление служебного жилья из муниципального жилищного фонда участковым как незаконное и наносящее ущерб казне муниципального образования, хотя специальное законодательство такую возможность предусматривало при отсутствии соответствующего жилья у органов внутренних дел. В дальнейшем Федеральным законом от 20 июля 2020 г. были внесены изменения в ФЗ № 131-ФЗ, которыми полномочия по предоставлению служебных жилых помещений участковым уполномоченным были восстановлены, но отнесены к правам органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов (п. 17 ч. 1 ст. 15-1 ФЗ № 131-ФЗ), что в данном случае имеет принципиальное значение, поскольку в силу ч. 2 указанной нормы такое полномочие должно осуществляться за счет местных бюджетов.
В настоящее время судебная практика как Верховного Суда РФ, а соответственно, и большинства судов в основном стоит на позиции, что проживающие в служебных жилых помещениях граждане права требовать перевода их жилого помещения в другой статус не имеют, если это не предусмотрено специальным законом. Такой перевод является прерогативой собственника или балансодержателя данного жилищного фонда. Поэтому иски с требованиями вывода жилого помещения из числа служебных с заключением на них договоров социального найма или передачи в собственность отклоняются. Исключения составляют конкретные жилые помещения, подпадающие под действие ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» или других специальных законов, к участковым уполномоченным они, как правило, отношения не имеют.