Дата публикации: 29.08.2024

Критерии визуализации публичного порядка при приведении в исполнение решений иностранных арбитражей: вопросы процессуального права

Аннотация

В статье ставится проблема и предлагаются решения вопроса конкретизации категории публичного порядка в процессуальном законодательстве. Развитие российского законодательства в этом направлении объективно необходимо и призвано обеспечить прозрачность и предсказуемость формирования подходов правоприменительной практики. На текущий момент правоприменительная практика выработала подходы применения категории публичного порядка при разрешении вопроса о приведении в исполнение решений иностранных судов и арбитражей. Представляется возможным сделать вывод о необходимости гармонизации подходов правоприменительной практики и обсудить перспективы совершенствования процессуального законодательства в части конкретизации критериев публичного порядка.




Общая дефиниция публичного порядка дается в актах разъясняющего характера высшей судебной инстанции, более конкретно ее составляющие раскрываются в правоприменительной практике судов при рассмотрении и разрешении конкретных дел. Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 51 Постановления от 10 декабря 2019 г. № 53 «О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража» дал следующее определение публичного порядка: «Под публичным порядком <…> понимаются фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации. Для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда по мотиву нарушения публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков: во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц». Данное определение во многом схоже с формулировкой, используемой в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 156 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о применении оговорки о публичном порядке как основания отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений» (п. 1).

Из указанных разъяснений следует, что для отказа в принудительном исполнении решения иностранного арбитража по мотиву нарушения публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков. Первый признак касается содержания допущенного нарушения: публичный порядок нарушается тогда, когда принудительное исполнение третейского решения вступает в противоречие с фундаментальными принципами построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, в том числе нарушает нормы непосредственного применения (сверхимперативные) нормы. Второй признак нарушения публичного порядка касается последствий допущенного нарушения: исполнение третейского решения может привести к ущербу суверенитету или безопасности государства, затронуть интересы больших социальных групп, нарушить конституционные права физических или юридических лиц.

Рассмотрим подробнее содержание указанных признаков нарушения публичного порядка, выраженное в правовых позициях российских судов.

1. Нарушение фундаментальных правовых начал (принципов) как основание для отказа в признании и привидении в исполнение иностранного арбитражного решения. Вопрос о том, что следует понимать под фундаментальными правовыми началами или основополагающими принципами, имеет общий характер. Свойство фундаментальности правовых начал связывается с их высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью. Очевидно, что к таким началам, как элементам российского публичного порядка, прежде всего, относятся принципы, нашедшие закрепление в Конституции Российской Федерации и конкретизированные в нормах федерального законодательства.

Список литературы

1. Гурвич М.А. Право на иск / М.А. Гурвич. Москва ; Ленинград : Издательство и 2-я тип. Издательства Академии наук СССР, 1949. 216 с.
2. Курочкин С.А. Третейское разбирательство и международный коммерческий арбитраж / С.А. Курочкин. Москва : Статут, 2017. 268 с.
3. Хвесеня В.М. Рекомендации по применению публичного порядка в качестве основания для отказа в признании или приведении в исполнение международных арбитражных решений / В.М. Хвесеня // Вестник коммерческого арбитража. 2004. № 3. С. 41–53.
4. Lalive, P. Transnational (or Truly International) Public Policy and International Arbitrarion / P. Lalive // Comparative Arbitration Practice und Public Policy in Arbitration, ICCA Congress Series, 1986 / ed. by P. Sanders. New York : Springer, 1987. 414

Остальные статьи