Международно-правовое и геостратегическое значение Конвенции о правовом статусе Каспийского моря
Аннотация
Статья посвящена анализу международно-правового статуса Каспийского моря в соответствии с Конвенцией от 12 августа 2018 г., которая была подписана лидерами пяти прикаспийских государств. В статье освещается история правового регулирования статуса Каспийского моря, освещены договоренности между государствами-участниками, а также затронуты основные положения Конвенции 2018 г., которые определяют порядок использования и регулирования этого уникального водоема. Автор статьи представляет свое видение перспектив развития сотрудничества между странами региона на основе принятых нормативных актов и положений Конвенции. Рассмотрены основные аспекты, связанные с экологической безопасностью, с освоением природных ресурсов, с транспортными коммуникациями и с другими вопросами, влияющими на сотрудничество и развитие стран, прилегающих к Каспийскому морю.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Международное публичное и частное право № 03/2024 |
Страницы | 11-14 |
DOI | 10.18572/1812-3910-2024-3-11-14 |
Каспийское море общей площадью в 386 400 квадратных километров является крупнейшим в мире водоемом, полностью ограниченным сушей. Его пятью прибрежными государствами являются Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан и Иран. Протяженность продольной оси «север — юг» моря составляет около 1200 км. Из более чем ста тридцати рек, впадающих в это море, наиболее важными являются Волга, Урал и Терек. Будучи феноменальным природным явлением, Каспийское море представляет для прибрежных государств живой, неподдельный интерес как важный объект международного договорного регулирования.
Исторически первым международным соглашением, касающимся Каспийского моря, явился договор о дружественных отношениях между Советской Россией и Персией от 26 февраля 1921 г.. Стороны в договоре согласились признать взаимные национальные границы, установленные еще в 1881 г., однако этот договор не содержит положений о территориальном разграничении между двумя странами на акватории Каспийского моря. Тем не менее после аннулирования Туркманчайского договора, запрещавшего Персии иметь свой флот в Каспийском море, по договору 1921 г. Иран получил право иметь собственные корабли (ст. 11), что означало равные права для всех судов обеих стран в Каспийском море. Кроме того, стороны согласились содействовать деятельности организаций и групп, которые планируют враждебные действия против одной из сторон договора или их союзников.
Следующим в череде политико-правовых событий шагом в отношениях между Москвой и Тегераном стало подписание Договора о торговле и судоходстве от 27 октября 1931 г., который впоследствии был заменен аналогичными договорами от 27 августа 1935 г. и позднее от 25 марта 1940 г.
Основополагающим принципом этих трех договоров, очевидно, явился исключительный характер прав прибрежных государств в отношении эксплуатации живых ресурсов Каспийского моря и судоходства в его водах. В частности, Советский Союз и Персия/Иран предоставили друг другу исключительные права на рыбный промысел шириной 10 морских миль в водах у своих берегов, за исключением третьих государств (ст. 12 Договора от 25 марта 1940 г.). Кроме этого, оба государства договорились, что только иранским и советским судам будет разрешено плавать по Каспийскому морю (ст. 13). Однако, как и в Договоре о дружбе 1921 г., в советско-иранских договорах о торговле и судоходстве не было никаких положений относительно государственных границ на воде и, следовательно, объема или рамок национального суверенитета прибрежных государств на Каспийском море. И как отмечает А.М. Ибрагимов, в вышеуказанных договорах не встречается устойчивое сочетание слов «международный правовой статус». Теперь коснемся одного из ключевых вопросов каспийской проблематики.
Так, с принятием в 1982 г. Конвенции ООН по морскому праву и в последующие годы в международных пограничных спорах на морях установилась практика определения осевой линии. Согласно ей, сопредельные государства проводят «справедливую» линию границы на двусторонней основе в соответствии с протяженностью береговой линии. По логике этой практики Иран значительно теряет от последствий реализации ныне действующего договора, реализующего означенный подход.