Уголовная ответственность юридических лиц за нарушения в сфере оборота наркотиков в Алжирской Народной Демократической Республике
Аннотация
Цель: изучить правовое регулирование в сфере контроля за оборотом наркотиков с опорой на судебную практику и доктринальные положения и выявить особенности привлечения к уголовной ответственности юридических лиц за наркопреступления в Алжирской Народной Демократической Республике (АНДР). Методы исследования: исследование основывается на контент-анализе документов, специальных юридических методах (толковании и формально-юридическом методе), методах юрислингвистики и лингвоюристики в части языковых особенностей использования терминов и носит сравнительный характер. Выводы по результатам проведенного исследования: правовое регулирование в сфере контроля за оборотом наркотиков является комплексным. Ряд законов содержит бланкетные и отсылочные нормы. При сопоставлении законодательства АНДР и иных арабских стран выявлены сходства и различия, связанные с уголовной ответственностью юридических лиц: подход к определению юридического лица; перечень наркопреступлений, к которым может быть привлечено юридическое лицо, является закрытым, однако он может быть расширен, поскольку устоявшаяся годами судебная практика более широко толкует применяемое законодательство. Срок такого наказания, как временное закрытие, носит более мягкий характер в сравнении с тем, что предусмотрено уголовным законом, в отличие от размеров штрафов, которые кратны либо размерам штрафов, предусмотренных для физических лиц, либо стоимости конфискованных товаров. Выявлены процессуальные особенности привлечения юридического лица к уголовной ответственности, а также юрисдикционных принципов. Научная и практическая значимость: с учетом специфического соединения религиозных и светских начал в законодательстве арабских государств и лингвистических особенностей проведенное исследование служит восполнению пробелов в познании современного антинаркотического законодательства АНДР, а также вопросов уголовной ответственности юридических лиц. Результаты исследования могут быть учтены при формировании в отечественном законодательстве правовых основ уголовной ответственности юридических лиц и использоваться в рамках дальнейших исследований алжирского права и взаимодействия с рассматриваемым государством.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Наркоконтроль № 03/2024 |
Страницы | 23-29 |
УДК | 343.22 |
DOI | 10.18572/2072-4160-2024-3-23-29 |
С 2014 г. в Алжирской Народной Демократической Республике (АНДР) серьезной проблемой признается рост употребления наркотических средств и психотропных веществ (далее — наркотики), особенно среди молодежи. По данным Национального бюро по контролю над наркотиками и наркомании, употребление кокаина в стране увеличилось на 200% в 2022 г., а потребление психотропных веществ превысило 100%. В марте 2023 г. была проведена операция по пресечению контрабанды через Таманрассет в размере 1,6 млн галлюциногенных таблеток, после чего министр внутренних дел АНДР Брахим Мерад заявлял о ведении войны против наркотиков в стране. В июне 2024 г. начальник штаба Алжирской народной национальной армии, генерал армии Саид Чанегриха также заявлял о ведении войны против контрабандистов наркотиков и галлюциногенов, угрожающих Алжиру.
В связи с этим в мае 2023 г. была проведена реформа антинаркотического законодательства, направленная на более широкую криминализацию и пенализацию за наркопреступления, ужесточение наказаний и профилактические меры. В данной статье будет сделан упор на уголовно-правовые средства обеспечения безопасности государства.
I. Современное регулирование оборота наркотиков в АНДР
Источники правового регулирования в рассматриваемой сфере могут быть разделены на следующие группы: 1) акты, регулирующие фармацевтическую деятельность, производство, лицензирование и защиту прав потребителей; 2) таможенное законодательство; 3) комплексное регулирование, содержащее уголовно-правовые материальные и процессуальные нормы; 4) подзаконные акты, принятые во исполнение вышеуказанных законов.
1. Акты, регулирующие фармацевтическую деятельность, производство, лицензирование и защиту прав потребителей. К ним относятся: