Некоторые правовые и организационные основы проведения оперативно-разыскного мероприятия «оперативное внедрение» при противодействии незаконному обороту наркотиков
Аннотация
Цель: на основе анализа правовых и организационных основ проведения оперативно-разыскного мероприятия «оперативное внедрение» раскрыть сущностную черту оперативного внедрения; показать значимость соблюдения установленных законом условий его проведения и раскрыть некоторые правовые механизмы признания оборота наркотиков законным при проведении оперативного внедрения в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Методы исследования: сравнительно-правовой, догматический, анализ судебной практики, описание. Выводы: обосновано, что главной сущностной чертой оперативного внедрения выступает дозволение совершать в предусмотренных законом случаях внедряемым лицом в составе наркосообщества или в личном качестве деяния в целях выполнения задания, объективно (формально) подпадающие под признаки деяний, предусмотренных Особенной частью УК РФ. Обязательным признаком законности оперативного внедрения, проведение которого объективно сопряжено с нарушением уголовно-правового запрета, выступает постановление, утверждаемое руководителем органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность. Научная и практическая значимость: показана возможность применения в качестве правовой основы признания деяний, совершаемых внедренным лицом в составе наркосообщества или в личном качестве в целях выполнения задания, положений законодательства о необходимой обороне, о наркотических средствах и психотропных веществах, о статусе военнослужащих, о службе в органах внутренних дел и в уголовно-исполнительной системе, а также деятельного раскаяния.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Наркоконтроль № 03/2024 |
Страницы | 2-8 |
УДК | 343.2 |
DOI | 10.18572/2072-4160-2024-3-2-8 |
Оперативная обстановка в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств усложняется. В современном мире злоупотребление наркотиками стало одной из наиболее острых социальных проблем, масштаб которой обусловил ее отнесение к важнейшим угрозам международной безопасности.
В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 г. отмечается, что организованные преступные наркосообщества наращивают усилия по совершенствованию каналов незаконной поставки наркотических средств или психотропных веществ либо их прекурсоров (далее — наркотики), механизмов и способов их незаконного сбыта с использованием новейших технических достижений.
Наряду с этим увеличивается число осужденных за совершение «наркотических преступлений» в составе преступных наркосообществ, в то время как число осужденных в целом по главе 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) сократилось с 77 392 чел. в 2021 г. до 74 863 чел. в 2023 г. В 2021 г. за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотиков (ст. 228.1 УК РФ) было осуждено 16 033 чел., а в 2023 г. уже 20 631 чел. Причем в структуре наркопреступности превалирует рост организационной составляющей. За совершение незаконного оборота в составе группы лиц по предварительному сговору и организованной группы лиц в 2021 г. осуждено 12 862 чел., а в 2023 г., соответственно, — 16 317 чел.
Для деятельности преступных наркосообществ характерны быстрая адаптация к изменяющимся условиям и новым тактическим мерам, применяемым правоохранительными органами, высокий уровень конспирации и жесткая дисциплина, разветвленная сеть структурных звеньев, тесная связь с сообществами иной криминальной направленности.
В целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков правоохранительные органы применяют весь имеющийся в их арсенале инструментарий, в частности, такое оперативно-разыскное мероприятие, как оперативное внедрение (п. 12 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», далее — Закон об ОРД). Оперативное внедрение в силу своей сложности проводится, как правило, в случаях, когда применение других форм и методов оперативно-разыскной деятельности не позволяет эффективно обеспечить выполнение задач по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.