Защита публичных интересов в правовом регулировании исключений из правила об обязательном предложении о приобретении акций публичного общества
Аннотация
Статья посвящена вопросам защиты публичных интересов в правовом регулировании закрепленных п. 8 ст. 84.2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах) исключений из обязательного предложения о приобретении акций публичного акционерного общества. Действующее законодательство анализируется в сравнении с правовым регулированием, которое планируется ввести законопроектом № 519694-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об акционерных обществах”, Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Выделены проблемы, которые законодатель оставил без внимания при разработке указанного законопроекта. Обосновано отсутствие необходимости в исключении из правила об обязательном предложении, содержащемся в абз. 11 п. 8 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах, заключающегося в освобождении государственной корпорации от обязательного предложения при внесении акций публичного общества Российской Федерацией в имущество такой государственной корпорации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 08/2024 |
Страницы | 41-45 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-8-41-45 |
В настоящее время вопрос о правовом регулировании обязательного предложения о приобретении ценных бумаг публичного акционерного общества является чрезвычайно актуальным. Разработан законопроект № 519694-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об акционерных обществах”, Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в соответствии с которым предложено решить ряд назревших на практике проблем в этой сфере. В то же время некоторые из этих проблем оставлены разработчиками проекта без должного внимания. К числу таковых могут быть причислены, например, исключения из правила о направлении обязательного предложения о приобретении ценных бумаг публичного общества, которые отнесены в науке к такой категории, как имеющие цель защиты публичных интересов. Эти случаи-исключения из правила об обязательном предложении, связанные с особым статусом публично-правовых образований, закрепленные в абз. 11–14 п. 8 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах в действующей редакции, перекочевали, большей частью слово в слово, в п. 12 ст. 84.2 закона в редакции, изложенной в законопроекте № 519694-8. Между тем к перечню и содержанию этих случаев могут быть предъявлены определенные претензии.
По мнению автора публикации, при определении перечня исключений из обязательного предложения, затрагивающих статус публично-правовых образований, все отношения с участием этих субъектов следует разделить на две категории: во-первых, когда публично-правовое образование выступает в гражданских правоотношениях в качестве их участника; во-вторых, когда вследствие участия публично-правового образования в публичном правоотношении может наступить какой-то гражданско-правовой эффект.
Положение публично-правового образования при первом варианте не должно кардинально отличаться от положения других субъектов права, так как следует учитывать принцип равенства участников гражданских правоотношений, зафиксированный в п. 1 ст. 1 и в ряде других статей Гражданского кодекса. По этой причине наделять публично-правовое образование какими-то привилегиями представляется неправильным. Во втором случае определяющим для правового регулирования должен быть факт участия публично-правового образования в публичном отношении, а не его гражданско-правовой эффект, что допускает возможность наделения публично-правовых образований определенными прерогативами.
Между тем законодатель не всегда принимает во внимание данное разграничение. Так, абз. 11 п. 8 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах не учитывает основополагающих положений гражданского законодательства о равенстве субъектов и наделяет публично-правовое образование определенными преимуществами, освобождая государственную корпорацию от обязательного предложения при внесении акций публичного общества Российской Федерацией в качестве имущественного взноса в формируемое имущество государственной корпорации.
Можно также согласиться с критикой Д.Г. Копылова данного исключения, опирающейся на то, что «существует риск изменения подхода к управлению публичным обществом в связи с необходимостью обеспечить его соответствие тем целям, которые ставятся перед государственной корпорацией».