Правовое регулирование межуниверситетской квантовой сети связи
Аннотация
Согласно Концепции технологического развития на период до 2030 г. в перечень сквозных технологий (технологических направлений), поддержку которым в Российской Федерации должны оказывать органы государственной власти, включены квантовые коммуникации. Это новый вид информационных технологий, потенциал которых для защиты данных и передачи информации в нашей стране полностью не реализован. Чтобы стимулировать исследования в данной сфере, а также привлечь к развитию технологий молодых ученых, в 2023 г. принято решение создать межуниверситетскую квантовую сеть связи, которая объединит несколько отечественных вузов и позволит тестировать экспериментальные и коммерческие прототипы в сфере квантовой связи и квантовой криптографии. До настоящего времени полноценная эксплуатация сети не осуществляется, причиной чего, как показало исследование, является наличие ряда правовых барьеров, которые усложняют доступ к сети, а также излишне бюрократизируют ее коммерческую эксплуатацию. В рамках анализа действующего законодательства сделан вывод, что изменение законодательства для межуниверситетской квантовой сети связи в среднесрочной перспективе невозможно, что позволило выдвинуть и обосновать предложение по созданию соответствующего экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций. Автором проведен анализ законодательства, распространяющегося на общественные отношения, возникающие в сфере квантовых коммуникаций, и предложены элементы специального правового режима межуниверситетской квантовой сети связи.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 08/2024 |
Страницы | 19-24 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-8-19-24 |
В 2023 г. началась работа над Национальным проектом «Экономика данных», который до 2030 г. должен обеспечить трансформацию экономики, социальной сферы, системы публичного управления. Это стало стимулом для поиска новых технологических решений, которые позволят сделать Российской Федерации качественный рывок. Одним из них стали проекты в сфере квантовых коммуникаций. Данная технология входит в перечень сквозных технологий (технологических направлений), утвержденный Концепцией технологического развития на период до 2030 г. Она уже стала элементом информационной безопасности Российской Федерации, но ее развитие ограничивается высокой стоимостью инфраструктуры.
Поэтому для Национального проекта «Экономика данных» особое значение приобретает реализация инфраструктурных проектов по созданию квантовых сетей связи. Работа над одним из них проходит в соответствии с подп. «б» п. 4 Перечня поручений по итогам встречи со студентами вузов, утвержденных Президентом Российской Федерации от 6 апреля 2023 г. № Пр-683. Согласно данному поручению, создается межуниверситетская квантовая сеть связи (далее — МУКС). Ее значимость нельзя переоценить, ведь на основе схожей межуниверситетской сети связи появилась сеть Интернет. В настоящее время за рубежом идет работа по созданию квантового Интернета, а уполномоченные органы уже проводят исследования по стандартизации данной технологии. Не вызывает сомнений, что Россия не может отстать в данной сфере, ведь речь идет о технологическом суверенитете.
Экспертной группой Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), в состав которой вошел автор настоящей статьи, проанализировано законодательство Российской Федерации, регулирующее создание и использование МУКС. В ходе исследования выявлено, что в информационном законодательстве ни общий, ни специальный правовые режимы для технологий квантовых коммуникаций не сформировались. Это позволило идентифицировать несколько правовых пробелов и юридических коллизий, которые способны стать правовыми барьерами для создания экосистемы МУКС и реализации стартапов в рамках данного проекта. Подобная ситуация снижает экономический потенциал проекта.
Как отмечалось автором ранее, квантовые технологии остаются для юридического сообщества terra incognita, хотя за последние несколько лет опубликовано несколько фундаментальных исследований в данной сфере, которые позволяют обозначить перспективы правового регулирования квантовых коммуникаций. Не повторяя их выводы, отметим, что правоотношения в сфере квантовых коммуникаций разделены на квантовую связь и квантовую криптографию. Данный подход включен в п. 4 раздела I Концепции регулирования отрасли квантовых коммуникаций в Российской Федерации до 2030 г., где объектами регулирования отрасли квантовых коммуникаций названы общественные отношения, возникающие в сфере квантовой связи и квантовой криптографии. Исходя из этой классификации, можно говорить, что по своей правовой природе МУКС следует отнести к квантовой связи, однако на законодательном уровне разграничение еще не проведено.