Цифровой кодекс: перспективы принятия в России
Аннотация
В статье изучается Стратегия развития отрасли связи Российской Федерации до 2035 г., а также исследуются предпосылки принятия Цифрового кодекса. Автор изучает соотношение понятий «отрасль права» и «отрасль законодательства», а также анализирует вероятность признания цифрового права самостоятельной отраслью законодательства. Исследуется значение кодекса в системе нормативных правовых актов, а также предлагается исключить смешение понятий в рамках данного документа.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 08/2024 |
Страницы | 5-10 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-8-5-10 |
Продолжающая набирать темпы мировая цифровизация, несомненно, оказывает влияние не только на общественные отношения, но и на законодательство, призванное урегулировать данные отношения. Очевидно, в связи с этим право вынуждено претерпевать существенные изменения.
Если говорить о возникновении законодательного регулирования цифровизации в России, то, безусловно, начало ей было положено в начале XXI в., когда законодатель предпринял попытку урегулировать отношения в сфере информации и информационных технологий и был принят Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон об информации). С тех пор было принято огромное количество нормативных актов, призванных урегулировать общественные отношения, возникающие в данной сфере.
Однако следует подчеркнуть, что данная материя до сих пор очень подвижна: возникают новые понятия, объекты в сфере IT-технологий, новые институты, которые сложно уложить в существующую правовую канву. Законодатель, пытаясь успеть за стремительно меняющейся действительностью, вынужден на постоянной основе вносить изменения и дополнения в действующее законодательство, а также принимать огромное количество новых нормативных правовых актов. Так, в частности, на сегодняшний день принято 67 документов, которые внесли дополнения и изменения только в Закон об информации.
Вместе с тем представляется, что данная гонка не оправдана. В настоящее время окончательно не сложилось теоретическое, научное и практическое понимание правовой природы новых объектов и возникающих по поводу них отношений. Следовательно, попытки законодателя урегулировать пока не до конца устоявшиеся институты заведомо не могут носить позитивный характер.
На сегодняшний день мы имеем колоссальное по объему законодательство, регламентирующее те или иные отношения в сфере информации и информационных, в том числе цифровых, технологий. На этом фоне закономерно возникла идея создания единого акта, в рамках которого законодательство следует систематизировать в целях приведения его в единую согласованную правовую систему.