О некоторых аспектах установления доминирующего положения на цифровых рынках в российском антимонопольном законодательстве
Аннотация
Статья посвящена анализу изменений в действующее законодательство, которые позволили бы законодательно закрепить подходы к антимонопольному регулированию цифровой экономики и цифровых платформ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 08/2024 |
Страницы | 2-4 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-8-2-4 |
Установление факта доминирующего положения является важнейшим критерием при определении наличия либо отсутствия нарушения хозяйствующим субъектом норм антимонопольного законодательства. История возникновения института доминирующего положения началась с 1991 г., когда данное понятие было заложено в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
ФАС России при взаимодействии с другими ведомствами и профессиональным сообществом велась разработка изменений в действующее законодательство, которые бы позволили закрепить именно на уровне закона, а не правоприменительной практики подходы к антимонопольному регулированию цифровой экономики и цифровых платформ. Таким образом, 1 сентября 2023 г. вступил в силу Федеральный закон от 10 июля 2023 г. № 301-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции”», вошедший в так называемый пятый антимонопольный пакет, который закрепил на уровне текущего законодательства отдельные правила для определения доминирующего положения цифровых платформ — основных акторов цифровых товарных рынков, а также дал дефиницию такого объекта.
В новой редакции закона о защите конкуренции российский законодатель уточнил понятие цифровой платформы и сетевого эффекта в п. 4.1 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Цифровую платформу данный закон определяет как программу (совокупность программ) для электронных вычислительных машин в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, обеспечивающую совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров. Сетевой эффект определен как свойство товарного рынка (товарных рынков), при котором потребительская ценность цифровой платформы изменяется в зависимости от изменения количества продавцов и покупателей, совершающих сделки в отношении определенных товаров посредством цифровой платформы. Из легальных дефиниций, приведенных выше, следует, что цифровая платформа воспринимается законодателем как объект, для которого определяется правовой режим функционирования; доминирующее положение предназначается же для субъекта права и является составляющей правового статуса такого субъекта, на что прямо указывает ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Именно в этой логике законодатель определяет название ст. 10.1 указанного закона, а также закрепленные в ней критерии доминирования хозяйствующего субъекта, владеющего цифровой платформой.
Согласно ч. 1 ст. 10.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект — владелец цифровой платформы — может быть признан занимающим доминирующее положение при использовании соответствующей платформы при одновременном выполнении следующих условий:
· сетевой эффект дает ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, на котором совершение сделок между продавцами и покупателями осуществляется посредством цифровой платформы, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам;