Дополнительные доказательства на стадии подготовки дела к судебному разбирательству
Аннотация
В статье обосновывается, что именно лица, участвующие в деле, несут обязанность доказывания своих требований и (или) возражений, однако суд, будучи ответственным за правильное определение предмета доказывания по делу, использует свое право и обязанность указать им на необходимость представления дополнительных доказательств. Дополнительными следует признать доказательства, представленные заинтересованными лицами или истребованные судом после принятия поданного в суд заявления, с помощью которых достигается необходимая для рассмотрения и разрешения дела достаточность доказательственного материала. Дополнительные доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, или истребованные судом по их ходатайству, постепенно восполняют имеющуюся в деле доказательственную базу. Обосновано согласие с позицией высших судов в том, что дополнительные доказательства должны приниматься не только в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, но и на более поздних стадиях судопроизводства, а в качестве процессуальной санкции за несвоевременное представление доказательств необходимо применять распределение судебных расходов. Нет смысла налагать санкции в виде запрета представить дополнительные доказательства на тяжущихся в ситуации, когда именно суд изначально неверно определил предмет доказывания.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 09/2024 |
Страницы | 35-38 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2024-9-35-38 |
Действующее гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательства закрепляют правило, согласно которому именно лица, участвующие в деле, несут обязанность доказывания своих требований и (или) возражений (ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 ГПК РФ; ч. 1 ст. 65, ч. 1 ст. 66 АПК РФ). Выполняется эта обязанность до начала судебного заседания. Суд, со своей стороны, определяет обстоятельства, имеющие значение для дела (предмет доказывания), распределяет обязанности по доказыванию. М.К. Треушников по этому поводу замечает, что в законе закреплено «мягкое» правило, отражающее примат принципа законности над состязательностью в ее классической интерпретации.
Проявляется этот подход законодателя и при регулировании вопроса, связанного с представлением дополнительных доказательств. Дополнительные доказательства появляются после того, как именно суд определил, какие обстоятельства имеют значение для дела, т.е. определился с предметом доказывания.
Начальным моментом, с которого можно о доказательствах говорить как о дополнительных, — это принятие заявления к производству, начало подготовки дела к судебному разбирательству. На этом этапе возможны две ситуации: 1) истец (заявитель) по своей инициативе просит принять дополнительные доказательства, которые «забыл» (не успел) приложить к исковому заявлению; 2) определение судом предмета доказывания, результатом которого становится предложение сторонам представить дополнительные доказательства. В любом случае статус дополнительных могут иметь доказательства, добавляемые к уже имеющимся, поданным вместе с заявлением, на момент подачи заявления полагаемые достаточными. Причина их представления — недостаточность имеющихся доказательств (по мнению стороны или суда) для достижения результата по делу.
Таким образом, дополнительными следует признать доказательства, представленные заинтересованными лицами или истребованные судом после принятия поданного в суд заявления, с помощью которых достигается необходимая для рассмотрения и разрешения дела достаточность доказательственного материала.
Используя точное выражение Т.В. Кашаниной о «единой функциональной направленности» отдельных элементов структуры права, можно охарактеризовать процессуальные нормы, регулирующие условия представления или истребования дополнительных доказательств на различных этапах доказательственной деятельности, в качестве элемента структуры доказательственного права, поскольку эти нормы связаны такой единой функциональной направленностью, как обеспечение достаточности доказательственного материала.