Дата публикации: 15.08.2024

Письма судей и органов судейского сообщества как объект проверки в порядке гражданского и административного судопроизводства

Аннотация

Процедуры обжалования гражданами решений, действий (бездействия) органов власти и должностных лиц нашли широкое применение в российском процессуальном законодательстве. При этом несмотря на четкую, на первый взгляд, регламентацию объектов, являющихся предметом проверки, а также перечня субъектов, чьи решения, действия (бездействие) могут быть оспорены в суде, на практике возникают спорные ситуации при попытках заинтересованных лиц заявить возражения в отношении писем, исходящих от судей и содержащих ответы как по процессуальным, так и не по процессуальным вопросам, возникающим в ходе разрешения дела по существу. В частности, речь идет об определении правовой природы писем суда о возвращении исковых заявлений, о прекращении переписки со стороной; писем, направляемых сотрудниками суда (консультантами и др.); писем, исходящих от органов судейского сообщества. При квалификации писем от судей, не оформленных в виде определения, автор предлагает исходить из наличия у них признаков судебных определений. В отношении писем, направляемых сотрудниками аппарата суда и органами судейского сообщества, на основе предметного и субъектного критериев сделан вывод о недопустимости обжалования таких документов в порядке гражданского или административного судопроизводства.




Принятие и вступление в законную силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) ознаменовало новый этап в развитии законодательства об оспаривании нормативных правовых актов, а также решений, действий, бездействия органов и должностных лиц, принятых в связи с реализацией ими властных полномочий. Тем не менее соответствующие процедуры не новы для российского процессуального права. Так, в советский период первые нормы были введены Положением о выборах в Верховный Совет СССР и Инструкцией, утвержденной СНК СССР 5 мая 1938 г., которые предусматривали возможность подачи в суд жалоб на неправильности в списках избирателей и устанавливали судебный порядок рассмотрения соответствующих споров. На законодательном уровне понятие «производство по делам, возникающим из административно-правовых правоотношений» было закреплено в Основах гражданского судопроизводства 1961 г., а Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 г. регулировал данное производство уже на основании отдельного подраздела 2 раздела II. Далее был принят ряд законов, регламентирующих судебный порядок разрешения споров граждан с органами власти, нормы которых нашли отражение в ГПК РСФСР. Принятие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации 2002 г. (далее — ГПК РФ) и КАС РФ завершили процесс формирования в России административного судопроизводства.

Несмотря на непрекращающуюся в науке критику КАС РФ, преимуществом Кодекса является введение единой унифицированной процедуры для оспаривания актов как нормативного, так и ненормативного характера. Однако Кодекс по-прежнему весьма абстрактно регламентирует объекты, которые могут быть признаны незаконными по правилам глав 21 и 22 КАС РФ, поскольку законодатель ограничивается методом их перечисления с указанием органа или должностного лица, их принявших:

 — нормативные правовые акты;

— акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами;

— решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Список литературы

1. Михайлова Е.В. Подведомственность гражданских дел / Е.В. Михайлова // Мировой судья. 2017. № 3. С. 36–40.
2. Старилов Ю.Н. Научно-практическая конференция по вопросам применения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации / Ю.Н. Старилов, Ю.Б. Носова // Административное право и процесс. 2016. № 7. С. 79–82.

Остальные статьи