Письма судей и органов судейского сообщества как объект проверки в порядке гражданского и административного судопроизводства
Аннотация
Процедуры обжалования гражданами решений, действий (бездействия) органов власти и должностных лиц нашли широкое применение в российском процессуальном законодательстве. При этом несмотря на четкую, на первый взгляд, регламентацию объектов, являющихся предметом проверки, а также перечня субъектов, чьи решения, действия (бездействие) могут быть оспорены в суде, на практике возникают спорные ситуации при попытках заинтересованных лиц заявить возражения в отношении писем, исходящих от судей и содержащих ответы как по процессуальным, так и не по процессуальным вопросам, возникающим в ходе разрешения дела по существу. В частности, речь идет об определении правовой природы писем суда о возвращении исковых заявлений, о прекращении переписки со стороной; писем, направляемых сотрудниками суда (консультантами и др.); писем, исходящих от органов судейского сообщества. При квалификации писем от судей, не оформленных в виде определения, автор предлагает исходить из наличия у них признаков судебных определений. В отношении писем, направляемых сотрудниками аппарата суда и органами судейского сообщества, на основе предметного и субъектного критериев сделан вывод о недопустимости обжалования таких документов в порядке гражданского или административного судопроизводства.
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 09/2024 |
Страницы | 14-18 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2024-9-14-18 |
Принятие и вступление в законную силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) ознаменовало новый этап в развитии законодательства об оспаривании нормативных правовых актов, а также решений, действий, бездействия органов и должностных лиц, принятых в связи с реализацией ими властных полномочий. Тем не менее соответствующие процедуры не новы для российского процессуального права. Так, в советский период первые нормы были введены Положением о выборах в Верховный Совет СССР и Инструкцией, утвержденной СНК СССР 5 мая 1938 г., которые предусматривали возможность подачи в суд жалоб на неправильности в списках избирателей и устанавливали судебный порядок рассмотрения соответствующих споров. На законодательном уровне понятие «производство по делам, возникающим из административно-правовых правоотношений» было закреплено в Основах гражданского судопроизводства 1961 г., а Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 г. регулировал данное производство уже на основании отдельного подраздела 2 раздела II. Далее был принят ряд законов, регламентирующих судебный порядок разрешения споров граждан с органами власти, нормы которых нашли отражение в ГПК РСФСР. Принятие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации 2002 г. (далее — ГПК РФ) и КАС РФ завершили процесс формирования в России административного судопроизводства.
Несмотря на непрекращающуюся в науке критику КАС РФ, преимуществом Кодекса является введение единой унифицированной процедуры для оспаривания актов как нормативного, так и ненормативного характера. Однако Кодекс по-прежнему весьма абстрактно регламентирует объекты, которые могут быть признаны незаконными по правилам глав 21 и 22 КАС РФ, поскольку законодатель ограничивается методом их перечисления с указанием органа или должностного лица, их принявших:
— нормативные правовые акты;
— акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами;
— решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.