Правовые вопросы блокирования денежных средств и имущества как специальной экономической меры
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются финансово-правовые вопросы блокирования (замораживания) денежных средств и иного имущества в соответствии с российским антисанкционным законодательством. В статье автор рассматривает прикладные правовые вопросы, связанные с определением содержания термина «лицо, подконтрольное блокируемому лицу», указывает на несовершенство механизма определения подконтрольных лиц и предлагает дополнить анализ каждого законопроекта, содержащего указания на необходимость проверки юридических и физических лиц по различным перечням ИТ-экспертизой. Среди правовых лакун автор также выделяет отсутствие норм, регулирующих разблокирование активов блокируемого лица. В заключение автор считает целесообразным установить льготный срок неприменения мер воздействия и административной ответственности за нарушение антисанкционного законодательства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Безопасность бизнеса № 03/2024 |
Страницы | 7-10 |
DOI | 10.18572/2072-3644-2024-3-7-10 |
В настоящее время применение специальных экономических мер выступает одним из обязательных условий обеспечения экономического и даже национального суверенитета. В XXI веке вопросы противодействия незаконным действиям недружественных государств стали частью повседневной деятельности российского государства. Годовые результаты экономического роста российского государства за 2023 г. в размере 3,6% показывают, что финансовые органы власти прилагают максимальные и достаточно успешные усилия по нивелированию всех неправомерных санкций.
Спикер Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации В.В. Володин обратил внимание: после утверждения Евросоюзом 12-го санкционного пакета против России введено 18 772 незаконные ограничительные меры. Уполномоченные государственные органы Российской Федерации обязаны реагировать на санкционные ограничения недружественных стран путем принятия соответствующих специальных экономических мер.
В этой связи, как отмечает А.К. Соколов, в современный период существует обширная нормативная правовая база, которая делает возможным реализацию со стороны России различных процедур противодействия недружественным действиям иностранных государств. Как указывает А. Каблучков, специальные экономические меры – это временные санкции, накладываемые Россией на отдельные иностранные государства, юридических или физических лиц.
Следует признать, что последние несколько лет сделали российское федеральное законодательство в сфере антисанкционного противодействия в одно из наиболее динамично изменяющихся и развивающихся направлений законотворческой работы, которое уже сейчас требует подготовки научно-практического комментария в отношении принятых федеральных законов со стороны научного сообщества и практикующих юристов в дополнение к уже существующим комментариям.
В свою очередь, в науке финансового права, на наш взгляд, назрела необходимость научного обоснования института антисанкционных финансовых мер, вводимых и применяемых уполномоченными органами государственной власти. Независимо от результатов продолжающейся геополитической трансформации, в частности, отмены или сохранения неправомерных санкций в отношении Российской Федерации, ее юридических и физических лиц со стороны недружественных государств, наше российское государство должно обладать развитым институтом антисанкционного финансового реагирования как правовым гарантом защиты от неправомерных действий со стороны недружественных государств. Но этот научно-правовой вопрос должен стать темой отдельного финансово-правового исследования.