Преступления суицидальной направленности: проблемы квалификации и правоприменения
Аннотация
Статья посвящена критическому анализу содержания составов преступлений суицидальной направленности. Констатируется необходимость принятия новых норм, предусматривающих уголовную ответственность за эти деяния. Выявлены и исследованы недостатки уголовно-правовых конструкций, включая термины и определения различных способов и форм доведения до самоубийства. В этой связи раскрыты ошибки квалификации и правоприменения, которые требуют устранения, в том числе путем принятия отдельного постановления высшей судебной инстанции.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 09/2024 |
Страницы | 5-10 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2024-9-5-10 |
Согласно ст. 20 Конституции России каждый имеет право на жизнь. Жизнь — это высшая ценность, охраняемая государством. Исследования Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) указывают на то, что каждые 45 секунд в мире совершается самоубийство. Ежегодно более 700 000 человек заканчивают свою жизнь таким способом. По данным Федеральной службы государственной статистики в России, самое большое количество самоубийств в России было зафиксировано в 1994 г. — 61 886. Постоянное снижение наблюдается с 2001 г., когда было отмечено 57 284 случая. В 2019 г. произошло 17 192 самоубийства, в 2020 г. — 16 546, в 2021 г. — 15 615, в 2022 г. — 13 564, в результате суицида каждый год погибает не менее десяти тысяч человек. В отдельных регионах Российской Федерации тоже прослеживается тенденция спада количества самоубийств. Так, в Калининградской области в 2019 г. количество самоубийств составляло 158, однако в 2022 г. уже снизилось до 144 случаев. Пик числа самоубийств пройден, но проблема суицида остается, и она опасна для общества. Непосредственной причиной суицида является негативный процесс в сознании лица, склонного к самоубийству, в силу которого единственным выходом является причинение смерти самому себе. Опасно то, что на совершение человеком самоубийства могут влиять не только объективные факторы и обстоятельства, но и другие лица, которые негативно воздействуют на него и его восприятие жизни, пытаясь побудить совершить такой акт.
Доведение до самоубийства, склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства, а также организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства, — это уголовные запреты, действующие сегодня и направленные на пресечение этих явлений. Несмотря на то что составы преступлений суицидальной направленности (ст. 110, 110.1 и 110.2 УК РФ) действуют на протяжении длительного времени, квалификация по ним и применение на практике остаются дискуссионным вопросом.
Необходимо прежде всего уяснение понятия «суицид», которое является ключевым в данном вопросе. Ни в уголовном, ни в ином отраслевом законодательстве мы не сможем найти дефиниций «суицид» и «самоубийство». В определении ВОЗ 1982 г. «суицид — это акт самоубийства с фатальным исходом, а покушение на самоубийство — аналогичный акт, не имеющий фатального исхода». В докладе ВОЗ, представленном в 2001 г., указывается, что «самоубийство — результат сознательных действий со стороны определенного человека, полностью осознающего или ожидающего летального исхода» . Из данных определений мы можем понять, что такие понятия, как «суицид» и «самоубийство», являются в определенном смысле тождественными, т.е. могут заменять друг друга. В то же время эти термины остаются предметом научных дискуссий.