Нарушения на транспорте по Уголовному уложению России 1903 г.
Аннотация
Цель. Уголовное законодательство имеет задачей охрану государственного строя и общественной системы, их отдельных структур и институтов. Особенность Уголовного уложения 1903 г. относительно указанных задач заключается в том, что оно принято в исключительный и особенный исторический период времени. В первую очередь, это обстоятельство связано с периодом времени, охватившим развитие уголовного законодательства в период XIX в., которое нашло отражение в его системе, структуре и уголовно-правовых нормах. Во вторую очередь, как отмечается в преамбуле Уголовного уложения 1903 г., оно принимается в условиях состоявшихся преобразований государственных и общественных, с учетом требований новых решений. Значительные изменения относились к формированию уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за нарушение правил управления, пользования, обслуживания и распоряжения транспортом. Следует также заметить, что Уголовное уложение 1903 г. представляло собой и явилось основанием для развития уголовного законодательства нового столетия, в том числе уголовной ответственности за транспортные преступления. Методология: диалектика, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, формально-юридический метод, метод сравнительного правоведения. Выводы. Во-первых, вторая половина XIX в. характеризуется активным строительством транспортной системы и ее инфраструктуры; во-вторых, возникла необходимость в формировании специальных органов управления, ранее не предусмотренных в структуре органов власти Российской империи; в-третьих, безопасность движения и эксплуатации транспорта нуждалась в полном правовом обеспечении управления транспортной системой; в-четвертых, организация движения транспорта нуждалась в формировании учреждений и служащих по подготовке профильных специалистов; в-пятых, задача бесперебойной работы транспортной системы и движения транспортных средств предопределила необходимость в системном обслуживании и ремонте транспортных средств и транспортной инфраструктуры; в-шестых, заслуживали формирования и обеспечения пункты/станции формирования составов, погрузки/перегрузки грузов и посадки/пересадки пассажиров; в-седьмых, возникла необходимость в формировании транспортных бригад, определении для них места и времени приема пищи, отдыха и взаимозаменяемости, а далее (как необходимая составляющая любой деятельности) была предопределена функция контроля за движением транспортных средств, особенно их техническим оснащением, в целях исключения несчастных случаев. Научная и практическая значимость. Конкретизировать рассматриваемые категории Уголовного уложения 1903 г. в целях определения их значения и места в действующем национальном уголовном законодательстве и в науке уголовного права. Использовать результаты при подготовке нормативно-правовых актов, предусматривающих ответственность за посягательство на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, в сложной современной системе управления в области организации и эксплуатации транспорта, особенно в международных и смежных направлениях, а также в учебном процессе при подготовке специалистов в области правоприменения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 08/2024 |
Страницы | 40-45 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-8-40-45 |
Новый уголовный закон, как особо подчеркивается в Указе Правительствующему сенату, подготовленный с учетом сложившихся условий государственного и общественного быта, будет способствовать успешному отправлению уголовного правосудия, а также, разграничивая область воспрещенного и дозволенного, и противодействуя преступным посягательствам, послужит охране гражданского порядка и укреплению в народе чувства законности, которое должно быть постоянным руководителем каждого как отдельно в кругу личной его деятельности, так и в совокупном составе сословий и обществ.
По завершении соответствующих работ над новым уголовным законом – Уголовным уложением 1903 г., в связи с заключениями соответствующих ведомств, обсуждениями в Особом Совещании при Государственном Совете и в Особом Присутствии Соединенных его Департаментов, а также в Общем их Собрании, будучи утвержденным Указом, закон был направлен к обнародованию его и приведению затем в действие в срок, который, как отмечается, будет особо к тому назначен. Вместе с тем особо подчеркивается, что этот закон, разграничивая область воспрещенного и дозволенного, а также должным образом противодействуя преступным посягательствам, послужит охране гражданского порядка и укреплению в народе чувства законности.
Несмотря на то обстоятельство, что данный законодательный акт – Уголовное уложение 1903 г. не вступил в законную силу, следует особо подчеркнуть, что он заслуживает специального внимания, поскольку: во-первых, представляет собой опыт в области уголовно-правовой законодательной деятельности России XIX в.; во-вторых, принятые за этот период времени уголовные законы: Проект Уголовного уложения 1813 г., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и Уголовное уложение 1903 г. были подготовлены, обсуждены и приняты в условиях одного государственного и общественного устройства; в-третьих, отражает тенденции совершенствования законодательства с учетом предпосылок, причин и условий их предопределивших, при этом специально отмеченным обстоятельством – «современные условия государственного и общественного быта»; в-четвертых, оно является кодифицированным уголовным законодательством Российской империи перед началом Первой мировой войны.
Следует также заметить, что в Уголовном уложении 1903 г. как в зеркале отразились: исторический опыт формирования транспорта; состояние транспорта; структура и система; характер посягательств в сфере его движения и эксплуатации; виды наказания, предусмотренные в целях охраны транспорта и обеспечения его безаварийной работы. Россия, располагавшая огромной территорией, безусловно, нуждалась в транспортной системе, которая могла обеспечивать перемещение населения, а также перевозку различных грузов, особенно природных ресурсов, в нужных направлениях и в установленное время. Об этом, в частности, свидетельствуют меры, принимаемые Государством по формированию новых ведомств организации и управления движением транспорта, нужда в которых появилась в связи с необходимостью регулирования складывающихся, ранее не известных, социальных и экономических отношений. Вместе с тем, принимаются новые законодательные акты в целях обеспечения безопасного функционирования всей транспортной системы.
Ещё в части первой Манифеста от 25 июня 1811 г. об «Общем учреждении министерств» – в главах первой «Общее разделение государственных дел» и второй «Предметы каждого министерства и главного управления» – было предусмотрено создание учреждения «Главное управление путей сообщения», в ведение которого относились как сухопутные, так и водные внутренние сообщения. Данное обстоятельство особо подчеркивает то внимание, которое уделялось транспорту в России с начала XIX в.