Качество научного руководства соискателями ученых степеней (о проблемах, возникающих при назначении двух научных руководителей / консультантов соискателям ученой степени кандидата / доктора наук)
Аннотация
Цель. Проанализировать роль и место научного руководителя и научного консультанта в подготовке работников научной сферы. Правильно организованное научное руководство / консультирование является одним из важных факторов, способствующих подготовке качественного диссертационного исследования. В статье представлен анализ назначения научных руководителей / консультантов соискателям ученой степени кандидата / доктора наук. Опираясь на материалы ВАК, авторами проведен содержательный и статистический анализ аттестационных дел с двумя научными руководителями / консультантами за период 2018–2023 гг., выявлены их необоснованные назначения. Методология: диалектика, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, формально-юридический метод, метод сравнительного правоведения. Выводы. Делается вывод о необходимости обоснования назначения двух научных руководителей / консультантов диссертационными советами, повышения контроля по таким делам со стороны экспертных советов ВАК и Президиума ВАК. Научная и практическая значимость. Обоснование назначения двух научных руководителей / консультантов позволит сфокусировать внимание диссертационных советов, экспертных советов ВАК и Президиума ВАК на проблеме целесообразности их назначения. Такой подход повысит качество диссертационных работ без вреда для проводимых и поддерживаемых государством междисциплинарных исследований, уменьшит количество лиц, необоснованно претендующих на звание профессора, и поднимет престиж научного работника.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 08/2024 |
Страницы | 26-35 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-8-26-35 |
«Целью любой научной деятельности является в конечном итоге получение новых знаний и создание новых технологий, способствующих улучшению качества жизни. Для того, чтобы полученные результаты могли быть использованы, необходимо донести информацию о них до реальных «потребителей», а также до «производителей» новых научных результатов».
Как указывает Конституционный Суд РФ (далее – КС РФ), цели, стоящие перед высшим образованием, предопределяют специфику научно-педагогической деятельности в образовательной организации высшего образования, что отражается на требованиях, предъявляемых к личности преподавателя, перед которым стоят задачи обучения и воспитания молодежи с целью формирования у обучающихся основных составляющих компетентности, обеспечивающих успешность будущей профессиональной деятельности выпускников (Определение КС РФ от 4 октября 2012 г. № 1846-О и № 1848-О).
Ученые звания не предполагают специальной подготовки и не всегда сопровождаются отдельной процедурой оценки научной квалификации, требующей демонстрации целостного научного результата соискателем. Ученые звания неотделимы от академических должностей, а их присвоение совмещено с процедурой назначения на должность. При этом целью проведения конкурса на замещение должности научного работника является проверка его деловых качеств.
Для того, чтобы преподаватель и / или научный сотрудник мог непосредственно приступить к своей повседневной работе, он должен быть избран по конкурсу. Избрание по конкурсу направлено на повышение качественного состава научно-педагогических кадров высшей школы, повышение уровня претендентов на вакантную должность.
Известно, что идеальных процедур не бывает, но в случае с избранием по конкурсу преподавателей / научных сотрудников нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда претенденты искусственно наращивают необходимые им показатели. Речь идет не столько о наукометрических показателях, сколько о показателях, связанных с подготовкой учеников.