Дата публикации: 22.08.2024

Качество научного руководства соискателями ученых степеней (о проблемах, возникающих при назначении двух научных руководителей / консультантов соискателям ученой степени кандидата / доктора наук)

Аннотация

Цель. Проанализировать роль и место научного руководителя и научного консультанта в подготовке работников научной сферы. Правильно организованное научное руководство / консультирование является одним из важных факторов, способствующих подготовке качественного диссертационного исследования. В статье представлен анализ назначения научных руководителей / консультантов соискателям ученой степени кандидата / доктора наук. Опираясь на материалы ВАК, авторами проведен содержательный и статистический анализ аттестационных дел с двумя научными руководителями / консультантами за период 2018–2023 гг., выявлены их необоснованные назначения. Методология: диалектика, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, формально-юридический метод, метод сравнительного правоведения. Выводы. Делается вывод о необходимости обоснования назначения двух научных руководителей / консультантов диссертационными советами, повышения контроля по таким делам со стороны экспертных советов ВАК и Президиума ВАК. Научная и практическая значимость. Обоснование назначения двух научных руководителей / консультантов позволит сфокусировать внимание диссертационных советов, экспертных советов ВАК и Президиума ВАК на проблеме целесообразности их назначения. Такой подход повысит качество диссертационных работ без вреда для проводимых и поддерживаемых государством междисциплинарных исследований, уменьшит количество лиц, необоснованно претендующих на звание профессора, и поднимет престиж научного работника.




«Целью любой научной деятельности является в конечном итоге получение новых знаний и создание новых технологий, способствующих улучшению качества жизни. Для того, чтобы полученные результаты могли быть использованы, необходимо донести информацию о них до реальных «потребителей», а также до «производителей» новых научных результатов».

Как указывает Конституционный Суд РФ (далее – КС РФ), цели, стоящие перед высшим образованием, предопределяют специфику научно-педагогической деятельности в образовательной организации высшего образования, что отражается на требованиях, предъявляемых к личности преподавателя, перед которым стоят задачи обучения и воспитания молодежи с целью формирования у обучающихся основных составляющих компетентности, обеспечивающих успешность будущей профессиональной деятельности выпускников (Определение КС РФ от 4 октября 2012 г. № 1846-О и № 1848-О).

Ученые звания не предполагают специальной подготовки и не всегда сопровождаются отдельной процедурой оценки научной квалификации, требующей демонстрации целостного научного результата соискателем. Ученые звания неотделимы от академических должностей, а их присвоение совмещено с процедурой назначения на должность. При этом целью проведения конкурса на замещение должности научного работника является проверка его деловых качеств.

Для того, чтобы преподаватель и / или научный сотрудник мог непосредственно приступить к своей повседневной работе, он должен быть избран по конкурсу. Избрание по конкурсу направлено на повышение качественного состава научно-педагогических кадров высшей школы, повышение уровня претендентов на вакантную должность.

Известно, что идеальных процедур не бывает, но в случае с избранием по конкурсу преподавателей / научных сотрудников нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда претенденты искусственно наращивают необходимые им показатели. Речь идет не столько о наукометрических показателях, сколько о показателях, связанных с подготовкой учеников.

Список литературы

1. Акоев М.А. Руководство по наукометрии: индикаторы развития науки и технологии / М.А. Акоев, В.А. Маркусова, О.В. Москалева, В.В. Писляков. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2021. 358 с.
2. Белкин А.С. Диссертационный совет по педагогике: научное руководство / А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко // Образование и наука. 2004. № 4 (28). С. 124–132.
3. Биричева Е.В. Эффективность взаимодействия научного руководителя и аспиранта в вузе и в академии наук / Е.В. Биричева, З.А. Фаттахова // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 9–22.
4. Зырянов В.В. Научный руководитель: между вызовами времени и реалиями высшего образования / В.В. Зырянов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 25–37.
5. Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования : коллективная монография / ответственный редактор Е.В. Караваева. Москва : Геоинфо, 2018. 240 с.
6. Концепт правового статуса научных работников в России и зарубежных странах: теоретико-компаративное исследование : монография / ответственные редакторы Ю.В. Степаненко, М.В. Захарова. Москва : Проспект, 2022. 208 с.
7. Леднев В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству / В.С. Леднев. Москва : МГАУ, 2002. 120 с.
8. Мацкевич И.М. Десять наиболее типичных нарушений при подготовке аттестационных дел соискателей ученых степеней / И.М. Мацкевич, Г.А. Шенгелиа // Юридическое образование и наука. 2020. № 1. С. 3–8.
9. Мацкевич И.М. О назначении двух научных руководителей (консультантов) соискателям ученой степени кандидата (доктора) наук / И.М. Мацкевич, Г.А. Шенгелиа // Вестник Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России. 2022. № 4–5 (40–41). С. 106–122.
10. Черных Н.В. Избрание по конкурсу научно-педагогических работников / Н.В. Черных. Москва : Проспект, 2018. 88 с.

Остальные статьи