Новые песни о старом. К вопросу о первых итогах реализации пилотного проекта, направленного на преобразование системы высшего образования
Аннотация
Цель. Проанализировать в дискуссионной форме результаты первого года реализации пилотного проекта реформирования структуры российского высшего образования. Методология: в процессе написания статьи использовались следующие методы: анализ, синтез, сопоставление, системный подход, формально-юридический. Выводы. Весомые выводы по результатам функционирования экспериментальной модели высшего образования можно делать только после первого выпуска, в том числе на основе оценки работодателями качества подготовки выпускников и результативности их профессиональной деятельности. Нельзя втягивать все вузы страны в очередную реорганизацию высшего образования на основе умозрительной модели, не апробированной экспериментально на практическом уровне и в полном объеме. Система отечественного высшего образования и без того существенно дезорганизована предыдущими перманентными реорганизациями, чехардой с образовательными стандартами. Научная и практическая значимость. Проведенное исследование позволяет привлечь внимание к проблеме реформирования российского высшего образования, к поиску оптимальной модели подлинно суверенной, национально ориентированной системы образования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 08/2024 |
Страницы | 14-20 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-8-14-20 |
В мае 2022 г. Минобрнауки России объявило об отказе от так называемой Болонской системы высшего образования (реализуется в Российской Федерации с 2003 г.) и пообещало создать отечественную уникальную модель высшего образования. В мае 2023 г. был опубликован Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», которым было предусмотрено проведение пилотного эксперимента, связанного с предварительной апробацией предполагаемых изменений структуры уровней отечественного профессионального образования. С сентября 2023 г. 6 российских университетов приступили к эксперименту, реализуя 173 новые образовательные программы, по которым обучается в настоящее время более 5 тысяч человек.
24 мая 2024 г. в Екатеринбурге на очередном заседании Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 40.00.00 Юриспруденция (далее – ФУМО ВО Юриспруденция, заседание ФУМО ВО Юриспруденция) была представлена информация о первых результатах реализации образовательных программ юридического профиля в рамках пилотного эксперимента в Балтийском федеральном университете им. Иммануила Канта и в Пермском государственном национальном исследовательском университете.
5 июня 2024 г. в рамках «правительственного часа» 569 пленарного заседания Совета Федерации министр образования и науки Российской Федерации В.Н. Фальков выступил с докладом, в котором подвел первые итоги реализации пилотного проекта, направленного на преобразование системы высшего образования.
Каковы же эти итоги? Какова степень новизны апробируемой модели высшего образования? Какие элементы предлагаемой модели носят дискуссионный характер и требуют коррекции? Пока предлагаемая модель не стала обязательной для всех вузов Российской Федерации, крайне важно включение в обсуждение этих итогов широкой общественности, в том числе экспертного вузовского сообщества.
1. В рамках эксперимента была предложена замена двухуровневой системы бакалавриат – магистратура + специалитет на два других уровня – базовое высшее образование (срок обучения от 4-х до 6-ти лет) и специализированное высшее образование (срок обучения от 1-го до 3-х лет) с последующей аспирантурой. Эта модель, несмотря на эквилибристику с отменой термина «бакалавриат», в реальности способствовала дальнейшему укреплению Болонской двухуровневой модели, поскольку: