«У-син» уголовно-процессуального исследования преступлений в кибернетическом пространстве
Аннотация
В статье рассмотрена парадигма уголовно-процессуального исследования преступлений в кибернетическом пространстве. Определен состав названной парадигмы, включающий пять базовых элементов, образующих иерархию категорий: «информация», «данные», «знания», «след» и «доказательство». При этом каждая из категорий верхнего уровня основывается на всех предыдущих и использует его свойства. Рассмотрены ключевые особенности выделенных элементов, обусловленные составом и структурой кибернетического пространства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Эксперт-криминалист № 03/2024 |
Страницы | 16-18 |
DOI | 10.18572/2072-442X-2024-3-16-18 |
Мало кто будет спорить с утверждением о том, что весь ход расследования преступления основывается на четком понимании механизма следообразования при осуществлении тех или иных действий, связанных с событием преступления, совершаемого в кибернетическом пространстве. Правильное понимание этого механизма позволяет определить, какие следы и где необходимо искать, какие средства, следственные и иные процессуальные действия для этого использовать, а также грамотно расставить приоритеты в этой деятельности.
Вопрос о сущности и особенностях механизма следообразования в кибернетическом пространстве постоянно находится в поле зрения отечественных криминалистов и неоднократно детально рассматривался в серьезных монографических исследованиях, поднимался на различных научных конференциях.
Результатом научных дискуссий явилось понимание того, что реалии кибернетического пространства (социальные сети, геолокация, видеонаблюдение, цифровые финансовые активы и т.п.), в котором живет современный человек и отражаются действия, связанные с событием преступления, уже не в полной мере укладываются в классическую парадигму уголовно-процессуального исследования преступлений, включающую триаду «Информация» — «След» — «Доказательство».
Причем предпринимаемые попытки «втиснуть» в существующие классические криминалистические и уголовно-процессуальные конструкции новые объекты и действия уже не дают позитивного результата. Возникает настоятельная потребность в расширении традиционных представлений криминалистки за счет новых «цифровых» сущностей и особенностей их уголовно-процессуального исследования. При этом надо особо подчеркнуть, что о возникновении новой самостоятельной науки ни в коем случае речь не идет. Область научных знаний, получившая название «цифровая криминалистика», опирается на фундамент классической криминалистки и является ее неотъемлемым и органическим элементом. Вопрос о ее месте и роли в системе криминалистки, несмотря на ранее высказанные мнения о том, что это новый раздел, новая частная криминалистическая теория и т.п., на наш взгляд, является открытым и требует своего решения.
Несомненно одно — без цифрового представления информации и ее использования в таком виде во всех сферах человеческой деятельности (в том числе и криминальной) сегодня обойтись невозможно. В связи с этим мы точно вошли в век «цифровой криминалистики» и отмахнуться от этого уже нельзя.