Взаимосвязь государственного финансового контроля и уровня финансовой культуры юридических лиц в Российской Федерации
Аннотация
В современной России ужесточение мер финансового контроля со стороны государственных органов власти тесно граничит с оптимизацией многих основных бизнес-процессов внутри коммерческих предприятий. Уровень же финансовой культуры в данной ситуации не может рассматриваться обособленно, так как именно он позволяет руководителям крупных коммерческих организаций своевременно реагировать на вносимые в систему государственного финансового контроля изменения. В рамках данной статьи особое внимание уделяется анализу правового регулирования финансового контроля юридических лиц во взаимосвязи с их уровнем финансовой культуры.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист спешит на помощь № 03/2024 |
Страницы | 35-37 |
В современной России ужесточение мер финансового контроля со стороны государственных органов власти тесно граничит с оптимизацией многих основных процессов рыночного хозяйствования. В этих условиях юридические лица все чаще вынуждены на регулярной основе отслеживать не только оптимизационные процессы в экономике, но и изменения в законодательной базе, неразрывно связанные с ними. Только при условии того, что компания в лице ее ведущих специалистов осуществляет постоянный мониторинг рыночных процессов и законодательства страны, на территории которой она ведет производственно-хозяйственную деятельность, становится возможным своевременное реагирование на большинство изменений и эффективная работа в целом. Уровень же финансовой культуры в данной ситуации не может рассматриваться обособленно, так как именно он позволяет руководителям крупных коммерческих организаций своевременно реагировать на вносимые в систему государственного финансового контроля изменения. В рамках данной статьи предпринята попытка установления векторов взаимного влияния правового регулирования финансового контроля и финансовой культуры хозяйствующих субъектов Российской Федерации.
Финансовый контроль в любом современном государстве является неотъемлемой частью аппарата его управления и нацелен на поступательное экономическое развитие страны. При этом законодатель не всегда адекватно определяет сущностные элементы финансового контроля как правового института. Так, в современном российском законодательстве понятие финансового контроля практически не раскрывается, что затрудняет констатацию его положения в системе осуществления властных полномочий органов государственной власти.
В науке же дефинированию рассматриваемого явления уделяется повышенное внимание. Так, по мнению Н.Д. Эриашвили, под финансовым контролем следует понимать некую функцию управления, при помощи которой субъект получает полную и достоверную информацию о правильности и эффективности функционирования организации. Исходя из данной трактовки, цель финансового контроля заключается в оказании содействия реализации финансовой политики по отношению как к сами органам власти, так и к хозяйствующим субъектам, обеспечивая в то же время крайне высокий уровень эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов компании.
Согласно ключевым положениям Модельного закона Российской Федерации «О государственном финансовом контроле» под финансовым контролем в разрезе государственного контроля следует понимать совокупность мер, формирующих в себе процедуру проверки хозяйствующего субъекта или иного органа власти в области законности и правомерности осуществляемых им финансовых сделок государственными или местными органами власти. При этом хозяйствующий субъект должен в обязательном порядке осуществлять свою производственно-хозяйственную деятельность в поле национального финансового законодательства, придерживаясь принципов рациональности, добросовестности, эффективности и т.д.