Особенности защиты прав потребителей риэлторских услуг
Аннотация
В течение последних нескольких десятилетий в Российской Федерации наблюдается значительный рост числа профессиональных посредников на рынке недвижимости — риэлторов. Тем не менее законодательное регулирование деятельности риэлторов остается недостаточным, что порождает правовую неопределенность в правоприменении, в том числе при защите прав потребителей в рамках данного договора. Статья посвящена анализу особенностей защиты прав потребителей при оказании риэлторских услуг. Подчеркивается значимость принятия специализированного нормативно правового акта, отражающего специфику договора оказания риэлторских услуг.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист спешит на помощь № 03/2024 |
Страницы | 23-25 |
Недвижимость является одним из наиболее стабильных активов, что предопределяет интерес граждан к данному виду имущества. Однако оборот недвижимого имущества затрудняется особым правовым регулированием сделок с ним. Для обеспечения интересов участников рынка недвижимости необходим посредник, который смог бы обеспечить наилучшее сочетание интересов. Данные аспекты предопределили интерес на российском рынке к профессии риэлторов.
Интерес к такого рода услугам породил волну создания огромного количества риэлторских организаций, которые в том числе могут специализироваться на отдельных сделках с недвижимостью: арендой, продажей или даже меной. При этом, несмотря на быстрое развитие как рынка недвижимости, так и рынка посреднических услуг по вопросам купли-продажи и аренды недвижимого имущества, данный договор до сих пор не регламентирован достаточно полно в законодательстве Российской Федерации, чтобы отразить всю специфику риэлторской деятельности. В том числе риэлторский договор нельзя однозначно отнести ни к одному из поименных в Гражданском кодексе РФ.
Так, при регулировании отношений, возникающих в результате заключения риэлторского договора, возможно применение общих положений договора возмездного оказания услуг либо положений об агентском договоре, который заменяет отсутствующий в ГК РФ риэлторский. Однако данные положения могут применяться к риэлторскому договору только в том случае, если это не противоречит его предмету или сущности договора возмездного оказания услуг.
В частности, от договора возмездного оказания услуг риэлторский договор может перенимать момент окончания исполнения самого договора — после оказания услуг в виде совершения определенных действий или осуществления определенной деятельности. В рамках правоотношений, связанных с риэлторскими услугами, это может иметь выражение в поиске необходимых объектов недвижимости, предоставлении информации о них. Агентский договор может заключаться в случаях, если клиент (принципал) рассчитывает не только на оказание каких-либо услуг, но также и на совершение юридических и иных действий, в том числе на куплю-продажу объекта недвижимости и правовую помощь в регистрации перехода права на имущество. Таким образом, в зависимости от требуемого результата договор об оказании риэлторских услуг может быть заключен в форме договора о возмездном оказании услуг, когда требуется совершение лишь определенных действий, либо же в форме агентского договора, когда требуется юридическое и иное сопровождение сделки по купле-продаже объекта недвижимого имущества.
В силу отсутствия легального определения в научной литературе встречается расширительное толкование риэлторской деятельности. При анализе научных подходов к пониманию риэлторской деятельности зачастую ее определяют как деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляемую на основе договора с заинтересованным лицом с целью оказания услуг при совершении различных правовых операций с недвижимостью. В целом наиболее часто к риэлторской деятельности относят такие действия, как посредничество при совершении сделок с недвижимостью, консультационные услуги и изучение рынка недвижимости, а также деятельность по организации торговли недвижимостью. Отсутствие достаточного правового регулирования данного договора влечет за собой возникновение дискуссионных вопросов, одним из которых является определение возможности применения к исследуемым правоотношениям норм Федерального закона «О защите прав потребителей». Верховный Суд однозначно отвечает на данный вопрос в Постановлении Пленума Верховного суда от 28 июня 2012 г. № 17: на отношения, связанные с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посреднических услуг на рынке сделок с недвижимостью, распространяется действие Федерального закона «О защите прав потребителей».