Значение использования специальных познаний по материалам о возбуждении социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды (на примере оценки игрового контента в проекте #ПатриотКрафт)
Аннотация
В работе показана значимость специальных познаний для правильной квалификации деяний, связанных с возбуждением социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды в контексте общего предупреждения перерождения их в терроризм и геноцид. Установлено, что чаще всего ошибки при проведении экспертизы связаны с расширением границ компетенции эксперта, процедурой организации экспертизы и с особенностями идентификации. Обоснован вывод, что выявление и учет типичных ошибок, допускаемых при производстве экспертизы материалов, связанных с разжиганием ненависти либо вражды, будут способствовать повышению доказательственного уровня заключений эксперта при снижении количества времени, затраченного на ее проведение. В результате проведенного исследования выявлена необходимость разработки универсального механизма оценки игрового контента на предмет выявления признаков экстремизма и терроризма.
Тип | Статья |
Издание | Уголовное судопроизводство № 03/2024 |
Страницы | 33-39 |
DOI | 10.18572/2072-4411-2024-3-33-39 |
В последнее время отечественная судебно-следственная экспертная практика все чаще сталкивается с проблемой оценки информационных материалов на предмет выявления экстремизма. Следственный комитет России в 2023 г. направил в суд порядка 430 уголовных дел об экстремизме, что на 62% больше, чем в предыдущем году. В 2023 г. произошел также рост фактов возбуждения ненависти либо вражды – на четверть по сравнению с 2022 г. Особые опасения вызывают случаи скрытой пропаганды социального превосходства, ненависти, вражды и других форм экстремизма на онлайн-игровых платформах. Данная проблема породила на различных уровнях обсуждение вопроса о введении цифрового надзора, а крупнейшие социальные платформы озадачились разработкой стратегии борьбы с разжиганием ненависти и профилактики радикализации контента.
В рамках проекта «Фестиваль-конкурс сценариев командных военно-тактических игр #ПатриотКрафт» в 2023–2024 гг. были проведены специальные исследования регионального игрового пространства Республики Мордовия на предмет формирования деструктивных наклонностей в подрастающем поколении. Например, мобильная многопользовательская онлайн-игра «Standoff 2» в жанре шутера от первого лица, разработанная и изданная IT-компанией Axlebolt (Россия, г. Казань), предложила участникам сценарий «Frosty chaos. New year 2024», в котором «героем Нового года станет тот, кто совершит убийства из всех праздничных оружий!».
Тревогу по поводу опасности игрового контента на предмет разжигания вражды и ненависти бьют и в мировом сообществе. В 2023 г. в правозащитную Ассоциацию по предотвращению дискриминации российских немцев в Германии (VADAR) обратились граждане ФРГ, обеспокоенные содержанием в компьютерных играх опасных настроений, разжигающих межнациональную рознь. В частности, в игре «Death from Above», разработанной фирмой «Lesser Evil» (Германия, г. Мюнхен, Федеральная земля Бавария) при содействии финской компании «Rocodile» и студии «Octobear», демонстрируются массовые и жестокие убийства русских солдат. Общественность оценила подобную ситуацию как формирующую предвзятое отношение к определенной нации, а также деформирующую психоэмоциональное состояние несовершеннолетних игроков.
Предметом интенсивной критики в США стала серия компьютерных игр в жанре шутера от первого лица – «Doom». Массовое убийство в школе «Колумбайн» в штате Колорадо в 1999 г., когда два ученика – Эрик Харрис и Дилан Клиболд – с помощью оружия и самодельных взрывных устройств убили 13 человек и ранили еще 20 человек, произошло на фоне увлечения старшеклассников игрой «Doom». В разные годы первые лица США – Билл Клинтон, Барак Обама и Дональд Трамп обращали внимание на проведение специальных исследований, устанавливающих связь между трагедиями с участием подростков и содержанием игровых сценариев. Ранее в 1993 г. сенатор Джо Либерман и Херб Кол устроили целую серию слушаний в Конгрессе из-за игр Mortal Kombat и Night Trap, усмотрев в них разжигание вражды и ненависти с включением сцен особой жестокости. В России депутаты предлагали законопроекты о цензуре видеоигр (и не только возрастной), ссылаясь на факт массовых убийств, организованных подростками в образовательных организациях: в Москве в 2014 г.; в Керчи в 2018 г.; в Казани в 2021 г. и др.
В соответствии со ст. 29 Конституции РФ действующее в российском государстве законодательство не допускает пропаганду, возбуждающую национальную, расовую или религиозную вражду. В ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"» пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии отнесена к экстремистской деятельности. Санкции за совершение подобных действий предусмотрены как в административном, так и в уголовно-правовом порядке. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях ст. 20.3.1 предусмотрена санкция за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. В Уголовном кодексе РФ (далее – УК РФ) ст. 282 предусматривает юридическую ответственность за «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».