Дата публикации: 15.08.2024

Банк России как орган публичного финансового контроля

Аннотация

В статье рассматриваются нормы действующего законодательства Российской Федерации, содержащие определение единой публичной власти, критериев выделения осуществляющих ее органов в отдельную группу, а также неправомерность исключения из состава указанных субъектов Банка России. Анализируются особенности реализации функций Банком России, деятельность которого направлена на реализацию публичного интереса в сфере осуществления контроля и надзора за отдельными объектами в сфере финансовой деятельности, что позволяет относить его к органам публичного финансового контроля.




В ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о ЦБ) на Банк России возложены полномочия по осуществлению контроля и надзора в следующих сферах: в национальной платежной системе, за деятельностью кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке, валютной сфере. Контроль и надзор в указанных сферах представляет собой разновидность публичного финансового контроля, поскольку имеет особое значение для стабильности финансовой системы государства, ее финансового суверенитета, а также для экономики страны в целом, т.е. направлен на достижение публичного интереса.

Для рассмотрения вопроса относительно того, возможно ли относить Банк России к органам публичного финансового контроля, следует обратиться к рассмотрению введенного понятия единой системы публичной власти, которое нашло свое закрепление в Федеральном законе от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ «О Государственном совете Российской Федерации» (далее — Закон № 394-ФЗ). Анализ ст. 2 указанного закона позволяет выделить следующие критерии отнесения органов к единой системе публичной власти:

1) включение в состав федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и иных государственных органов;

2) осуществление организационно-правового, функционального и финансово-бюджетного взаимодействия в конституционно установленных пределах на основе принципа согласованного функционирования на основании Конституции и в соответствии с законодательством;

3) цель взаимодействия, обозначенных в первом критерии органов, — соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, создание условий для социально-экономического развития государства, что и становится объединяющим критерием для единой системы.

Список литературы

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов : учебник для студентов вузов / М.В. Баглай. 3-е изд., изм. и доп. Москва : Норма: ИНФРА-М, 2001. 800 с.
2. Блещик А.В. К вопросу о содержании понятия «единая система публичной власти в субъекте Российской Федерации» / А.В. Блещик // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 12. С. 16–21.
3. Гриценко Е.В. Что же останется от местного самоуправления в единой системе публичной власти? (Проблемы законодательной интерпретации конституционных поправок) / Е.В. Гриценко // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 5. С. 50–57.
4. Пастушенко Е.Н. Правовые акты Центрального банка Российской Федерации: финансово-правовые аспекты теории : диссертация доктора юридических наук / Е.Н. Пастушенко. Саратов, 2006. 518 с.
5. Рождественская Т.Э. Публичное банковское право : учебник для магистров / Т.Э. Рождественская, А.Г. Гузнов. Москва : Проспект, 2019. 448 с.
6. Спиридонов П.Е. Особенности системы публичного управления в Российской Федерации и ее влияние на развитие административного права / П.Е. Спиридонов // Административное право и процесс. 2021. № 8. С. 29–34.
7. Стариков С.С. К вопросу о конституционно-правовом статусе органов публичной власти федеральных территорий / С.С. Стариков // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 3. С. 21–25.

Остальные статьи