Банк России как орган публичного финансового контроля
Аннотация
В статье рассматриваются нормы действующего законодательства Российской Федерации, содержащие определение единой публичной власти, критериев выделения осуществляющих ее органов в отдельную группу, а также неправомерность исключения из состава указанных субъектов Банка России. Анализируются особенности реализации функций Банком России, деятельность которого направлена на реализацию публичного интереса в сфере осуществления контроля и надзора за отдельными объектами в сфере финансовой деятельности, что позволяет относить его к органам публичного финансового контроля.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Банковское право № 03/2024 |
Страницы | 33-39 |
УДК | 341.233.111 |
DOI | 10.18572/1812-3945-2024-3-33-39 |
В ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о ЦБ) на Банк России возложены полномочия по осуществлению контроля и надзора в следующих сферах: в национальной платежной системе, за деятельностью кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке, валютной сфере. Контроль и надзор в указанных сферах представляет собой разновидность публичного финансового контроля, поскольку имеет особое значение для стабильности финансовой системы государства, ее финансового суверенитета, а также для экономики страны в целом, т.е. направлен на достижение публичного интереса.
Для рассмотрения вопроса относительно того, возможно ли относить Банк России к органам публичного финансового контроля, следует обратиться к рассмотрению введенного понятия единой системы публичной власти, которое нашло свое закрепление в Федеральном законе от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ «О Государственном совете Российской Федерации» (далее — Закон № 394-ФЗ). Анализ ст. 2 указанного закона позволяет выделить следующие критерии отнесения органов к единой системе публичной власти:
1) включение в состав федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и иных государственных органов;
2) осуществление организационно-правового, функционального и финансово-бюджетного взаимодействия в конституционно установленных пределах на основе принципа согласованного функционирования на основании Конституции и в соответствии с законодательством;
3) цель взаимодействия, обозначенных в первом критерии органов, — соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, создание условий для социально-экономического развития государства, что и становится объединяющим критерием для единой системы.