Инициативы Евросоюза по стимулированию туристической отрасли
Аннотация
Туристическая отрасль в последние десятилетия превратилась в один из важнейших секторов мировой экономики. Однако неблагоприятная геополитическая ситуация, вызванная сначала пандемией коронавируса, а затем и событиями вокруг Украины, существенно замедлила темпы ее роста. Сегодня перед многими странами поставлена задача не только возродить былые темпы роста, но и придать мировому туризму новое дыхание. В статье речь идет об инициативах Европейского союза по стимулированию туристической отрасли. Опыт ЕС будет полезен всем тем, кто заинтересован в оживлении туристской деятельности за счет инновационного подхода к решению накопившихся проблем.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Туризм: право и экономика № 03/2024 |
Страницы | 14-17 |
DOI | 10.18572/1813-1212-2024-3-14-17 |
В последние десятилетия мировой туризм развивался ускоренными темпами вплоть до начала пандемии коронавируса. Так, в 2019 г., по данным Всемирной туристской организации ООН (англ. UNWTO), было совершено 1,46 млрд заграничных поездок с туристическими целями по всему миру (в 1950 г. их было только 25 млн). В постпандемийный период, несмотря на новые глобальные вызовы, предпринимаются попытки возродить прежние темпы роста туристической отрасли как одного из важнейших секторов мировой экономики. И здесь особая роль отводится Европейскому союзу — центру притяжения туристов со всего мира.
В Евросоюзе туризм является третьей по значимости сферой социально-экономической деятельности после торговли и строительства. Очевидно его позитивное влияние на рост экономики и занятость населения. Так, в 2018 г. (в докризисный период) прямая доля индустрии путешествий в валовом внутреннем продукте ЕС составила 3,9%, а доля занятости в данном секторе экономики — 5,1%. Если принять во внимание смежные хозяйственные отрасли, опосредованно связанные с туризмом, то эти цифры будут еще выше (более 10,3% ВВП и 11,7% общей занятости). Всего в туриндустрии Евросоюза (речь идет только о туроператорах и прямых поставщиках туристских услуг) задействовано 2,3 млн компаний (в основном это малые и средние предприятия) с общей численностью работников в 12,3 млн человек.
Туризм, как часть экономики Евросоюза, имеет собственную правовую базу. Ориентиром в сфере туристской политики является ряд действующих документов, рекомендуемых к применению на общеевропейском уровне. Так, в первую очередь следует назвать «Программу развития устойчивого и конкурентоспособного европейского туризма» (нем. Agenda für einen nachhaltigen und wettbewerbsfähigen europäischen Tourismus), опубликованную Еврокомиссией в октябре 2007 г. Этим самым была провозглашена новая политика Евросоюза в области туризма, главной целью которой стало усиление конкурентоспособности европейской туриндустрии и создание большего числа и более привлекательных рабочих мест посредством устойчивого развития туризма в Европе и во всем мире. Особо подчеркивалось, что эта цель созвучна социально-политическим целям Евросоюза в целом и его политике в области сохранения окружающей среды. В основу провозглашенной политики легли следующие принципы: целостный и интегрированный подход, долгосрочное планирование, развитие в оптимальном темпе и ритме, привлечение всех заинтересованных сторон, использование накопленного позитивного знания, минимизация и управление рисками, координация последствий и затрат, определение и учет границ мощностей, текущий мониторинг. Следует отметить, что данная инициатива Еврокомиссии нашла политическую поддержку со стороны других институтов ЕС.
Несколько лет спустя (в феврале 2014 г.) Еврокомиссия опубликовала «Стратегию ЕС по обеспечению роста и занятости в сфере морского и прибрежного туризма» (нем. Eine Europäische Strategie für mehr Wachstum und Beschäftigung im Küsten- und Meerestourismus). Речь идет о максимальном использовании потенциала туристической отрасли в целях достижения устойчивого экономического эффекта. Особое значение придается принятию совместных решений в ответ на глобальные вызовы современности.
В качестве предпосылок роста конкурентоспособности морского и прибрежного туризма названы: