Бремя доказывания по спорам о признании правоотношений трудовыми
Аннотация
Проанализирована судебная практика рассмотрения споров о признании правоотношений трудовыми. Сделан вывод о том, что установление презумпции трудового правоотношения отвечает социальному назначению, целям и задачам трудового законодательства, и для закрепления положительной динамики практики разрешения данной категории трудовых споров целесообразно закрепление этой презумпции на законодательном уровне.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Трудовое право в России и за рубежом № 03/2024 |
Страницы | 16-18 |
DOI | 10.18572/2221-3295-2024-3-16-18 |
Проблема скрытых трудовых правоотношений продолжает оставаться актуальной на протяжении последних десятилетий. Это связано с тем, что работодатели всеми возможными способами стремятся снизить свои расходы на персонал, а работник, объективно являясь более слабой стороной, не имеет возможности повлиять на то, каким образом будут оформлены сложившиеся отношения. Скрытые трудовые правоотношения находятся в центре внимания Международной организации труда (далее – МОТ) с 90-х гг. XX в. В результате в 2006 г. была принята Рекомендация МОТ № 198 «О трудовом правоотношении» (далее – Рекомендация МОТ № 198), посвященная определению существования трудового правоотношения с целью защиты прав работников.
Споры о признании правоотношений трудовыми в последнее десятилетие занимают значительное место среди рассматриваемых судами индивидуальных трудовых споров. Долгое время практика по указанной категории дел складывалась не в пользу работника. Это во многом было связано с применением общих правил распределения обязанности по доказыванию и господствовавшим тогда подходом к оценке доказательств.
Несмотря на сформулированную еще в 2009 г. правовую позицию Конституционного Суда РФ, суды, как правило, рассматривали письменные формальные доказательства и не уделяли достаточного внимания существу сложившихся между спорящими сторонами отношений, не учитывая, что отсутствие сведений об истце в документах работодателя и явилось причиной возникновения спора.
В судебных постановлениях нередко отмечалось, что «один лишь факт выполнения лицом работы не является достаточным основанием для признания отношений между ним и работодателем трудовыми». Также не считалось свидетельством наличия трудовых отношений и то обстоятельство, что истцом исполнялись поручения руководителя организации-ответчика. Показания свидетелей, как правило, оценивались критически и не признавались достаточными доказательствами наличия между сторонами именно трудовых отношений.
В последние годы практика рассмотрения дел о признании правоотношений трудовыми претерпела существенные изменения. Это связано с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2018 г. № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей – физических лиц и у работодателей – субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 15), в котором сформулированы важные правовые позиции по вопросам доказывания по данной категории дел. При этом, как позднее неоднократно указывал Верховный Суд РФ, разъяснения, содержащиеся в названном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 15 по вопросам о признании правоотношений трудовыми, носят универсальный характер.