Правовые аспекты трудоустройства и работы врачей-стажеров и врачей-наставников по профилю оказания медицинской помощи «нейрохирургия»
Аннотация
Работа посвящена анализу современной ситуации в отечественном здравоохранении после внесения изменений в ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», регламентирующих допуск клинических ординаторов к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров на примере профиля оказания медицинской помощи «нейрохирургия». Поднимаются вопросы наставничества и ответственности врачей-стажеров. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о перспективности данной законодательной инициативы для улучшения качества подготовки в клинической ординатуре по узкоспециализированным хирургическим специальностям.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Медицинское право № 03/2024 |
Страницы | 35-39 |
Федеральным законом от 4 августа 2023 г. № 462-ФЗ (далее – Закон № 462-ФЗ) внесены «революционные» изменения в ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ). Согласно добавленной ч. 5.1 к медицинской деятельности допущены клинические ординаторы, обучающиеся по специальностям укрупненной группы специальностей «клиническая медицина» на «условиях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Была создана правовая база для практической составляющей обучения в клинической ординатуре, оказавшейся вне закона после выхода в свет предыдущей редакции Федерального закона, согласно которой право осуществлять медицинскую деятельность (фактически подходить к пациенту) имели только лица, закончившие обучение и прошедшие аккредитацию.
Обучение в клинической ординатуре («резидентуре» в странах Запада) продолжается несколько лет и имеет целью подготовить врача-специалиста, способного самостоятельно оказывать специализированную медицинскую помощь. Нейрохирургия является одной из наиболее сложных для освоения клинических дисциплин. Исследование, проведенное Omahen D.A., позволило установить, что для формирования экспертного уровня мануальных навыков в нейрохирургии необходимо не менее 10 000 часов работы в операционной, аналогично достижению уровня гроссмейстера в области шахмат или мастера спорта в атлетике, т.е. через 6,9 лет работы.
Практическая подготовка нейрохирургов во всем мире проводится в рамках постдипломного обучения на базе резидентуры (ординатуры). Длительность обучения и программа подготовки не унифицирована и отличается как между странами Евросоюза, так и между Европой и США. Система подготовки нейрохирургов в США является самой проработанной и единой для всех штатов. Резидентура в США длится 7 лет. В течение первого года обучения врачи проходят трёхмесячные циклы по нейрохирургии и смежным дисциплинам (общая хирургия, травматология, онкология и т.д.); во время второго и третьего годов обучения работают в нейрохирургических отделениях, ассистируют на операциях и самостоятельно выполняют базовые нейрохирургические вмешательства; на четвертом – шестом годах обучения резиденты осваивают в лаборатории различные доступы к головному мозгу и позвоночнику и самостоятельно выполняют различные нейрохирургические вмешательства под контролем наставника; ceдьмой год обучения является самостоятельной работой в клинике без наставника. В Канаде, как и в США, резидент первого года принимает участие в течение трех месяцев в 66 операциях, из которых 12 он выполняет самостоятельно. В Германии к итоговому экзамену резидент допускается только при условии выполнения (или участия) не менее чем в 100 операциях на позвоночнике, 25 вмешательств на периферических нервах, 50 операций по поводу черепно-мозговой травмы и 50 ̶ при опухолях мозга и сосудистых заболеваниях, а также в 50 шунтирующих вмешательствах и 150 диагностических процедурах.
Описанные факты дают представление о примерном объеме практической подготовки, который должен быть в клинической ординатуре по профилю «нейрохирургия» в Российской Федерации для подготовки действительно компетентных специалистов. К сожалению, низкое качество подготовки врачебных и, в частности, нейрохирургических кадров, в Российской Федерации имело место и до введения запрета на работу ординаторов в клинике. Причиной являлось отставание в сфере профессионального образования от Европы и США на 5–7 лет. Реально обучение в клинической ординатуре с начала 2000-х гг. было во многом формальным, часто выпускникам после получения сертификата специалиста приходилось осваивать азы профессии уже на рабочем месте.