Дата публикации: 15.08.2024

Правовые аспекты трудоустройства и работы врачей-стажеров и врачей-наставников по профилю оказания медицинской помощи «нейрохирургия»

Аннотация

Работа посвящена анализу современной ситуации в отечественном здравоохранении после внесения изменений в ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», регламентирующих допуск клинических ординаторов к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров на примере профиля оказания медицинской помощи «нейрохирургия». Поднимаются вопросы наставничества и ответственности врачей-стажеров. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о перспективности данной законодательной инициативы для улучшения качества подготовки в клинической ординатуре по узкоспециализированным хирургическим специальностям.




Федеральным законом от 4 августа 2023 г. № 462-ФЗ (далее – Закон № 462-ФЗ) внесены «революционные» изменения в ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ). Согласно добавленной ч. 5.1 к медицинской деятельности допущены клинические ординаторы, обучающиеся по специальностям укрупненной группы специальностей «клиническая медицина» на «условиях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Была создана правовая база для практической составляющей обучения в клинической ординатуре, оказавшейся вне закона после выхода в свет предыдущей редакции Федерального закона, согласно которой право осуществлять медицинскую деятельность (фактически подходить к пациенту) имели только лица, закончившие обучение и прошедшие аккредитацию.

Обучение в клинической ординатуре («резидентуре» в странах Запада) продолжается несколько лет и имеет целью подготовить врача-специалиста, способного самостоятельно оказывать специализированную медицинскую помощь. Нейрохирургия является одной из наиболее сложных для освоения клинических дисциплин. Исследование, проведенное Omahen D.A., позволило установить, что для формирования экспертного уровня мануальных навыков в нейрохирургии необходимо не менее 10 000 часов работы в операционной, аналогично достижению уровня гроссмейстера в области шахмат или мастера спорта в атлетике, т.е. через 6,9 лет работы.

Практическая подготовка нейрохирургов во всем мире проводится в рамках постдипломного обучения на базе резидентуры (ординатуры). Длительность обучения и программа подготовки не унифицирована и отличается как между странами Евросоюза, так и между Европой и США. Система подготовки нейрохирургов в США является самой проработанной и единой для всех штатов. Резидентура в США длится 7 лет. В течение первого года обучения врачи проходят трёхмесячные циклы по нейрохирургии и смежным дисциплинам (общая хирургия, травматология, онкология и т.д.); во время второго и третьего годов обучения работают в нейрохирургических отделениях, ассистируют на операциях и самостоятельно выполняют базовые нейрохирургические вмешательства; на четвертом – шестом годах обучения резиденты осваивают в лаборатории различные доступы к головному мозгу и позвоночнику и самостоятельно выполняют различные нейрохирургические вмешательства под контролем наставника; ceдьмой год обучения является самостоятельной работой в клинике без наставника. В Канаде, как и в США, резидент первого года принимает участие в течение трех месяцев в 66 операциях, из которых 12 он выполняет самостоятельно. В Германии к итоговому экзамену резидент допускается только при условии выполнения (или участия) не менее чем в 100 операциях на позвоночнике, 25 вмешательств на периферических нервах, 50 операций по поводу черепно-мозговой травмы и 50 ̶­­ при опухолях мозга и сосудистых заболеваниях, а также в 50 шунтирующих вмешательствах и 150 диагностических процедурах.

Описанные факты дают представление о примерном объеме практической подготовки, который должен быть в клинической ординатуре по профилю «нейрохирургия» в Российской Федерации для подготовки действительно компетентных специалистов. К сожалению, низкое качество подготовки врачебных и, в частности, нейрохирургических кадров, в Российской Федерации имело место и до введения запрета на работу ординаторов в клинике. Причиной являлось отставание в сфере профессионального образования от Европы и США на 5–7 лет. Реально обучение в клинической ординатуре с начала 2000-х гг. было во многом формальным, часто выпускникам после получения сертификата специалиста приходилось осваивать азы профессии уже на рабочем месте.

Список литературы

1. Коновалов А.Н. Прицельно и с минимальными потерями. Такова стратегия развития современной нейрохирургии / А.Н. Коновалов // Медицинская газета. 2013. 15 июня. С.5.
2. Крылов В.В. Практическая подготовка нейрохирургов в России. Часть 1. Проблемы и пути их решения / В.В. Крылов, О.В. Левченко, Д.Е. Закондырин // Нейрохирургия. 2017. № 1. С. 72–78.
3. Микита О.Ю. Правовые аспекты допуска ординаторов к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров / О.Ю Микита, Е.М. Ефимова, А.А. Виноградов [и др.] // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14. № 3. С. 56–67.
4. Симуляционное обучение и моделирование в нейрохирургии : учебное пособие для студентов медицинских вузов / Д.Е. Закондырин, Е.М. Трунин, А.В. Колсанов [и др.] Самара : ИД «Би Групп», 2023. 188 с.
5. Токарев А. Врачи-стажеры заходят в клиники. Инструкция и комплект документов для начмеда / А. Токарев // Заместитель главного врача. 2024. № 4.
6. Усачев Д.Ю. Обучение нейрохирурга: актуальные проблемы и современные подходы / Д.Ю. Усачев, А.Н. Коновалов, Л.Б. Лихтерман [и др.] // Вопросы нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко. 2022. Т. 86. № 1. С. 5–16.
7. Ющук Н. Кто они – врачи будущего? / Н. Ющук // Медицинская газета. 2014. 21 февраля.
8. Baisiwala, S. Impact of Resident Participation During Surgery on Neurosurgical Outcomes: A Meta-Analysis / S. Baisiwala, N.A. Shlobin, M.B. Cloney, N.S. Dahdaleh // World Neurosurgery. 2020. Vol. 142. P. 1–12
9. Burkhardt, J.K. Neurosurgical education in Europe and the United States of America / J.K. Burkhardt, P.O. Zinn, O. Bozinov [et al.] // Neurosurgical Review. 2010. Vol. 33. Iss. 4. P. 409–417.
10. Fallah, A. Surgical activity of first-year Canadian neurosurgical residents / A. Fallah, S. Ebrahim, F. Haji [et al.] // Canadian Journal of Neurological Sciences. 2010. Vol. 37. Iss. 6. P. 855–860.
11. Omahen, D.A. The 10 000-hour rule and residency training / D.A. Omahen // Canadian Medical Association Journal. 2009. Vol. 180. Iss. 12. P. 1272. DOI: 10.1503/cmaj.090038.
12. Omerhodzic, I. Neurosurgical training programme in selected european countries: from the young neurosurgeon`s point of view / I. Omerhodzic, M. Tonge, E. Musabeliu [et al.] // Turkish Neurosurg. 2012. Vol. 22. Iss. 3. P. 286–293.

Остальные статьи