К вопросу о модификации права человека на отказ от аутопсии в современных условиях (новые вызовы XXI века)
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы правового регулирования аутопсии и перспективы внедрения современных технологий в обозначенной сфере; при этом автор подчеркивает важность защиты прав и свобод человека и гражданина.
Тип | Статья |
Издание | Медицинское право № 03/2024 |
Страницы | 29-34 |
«Ценности – это особый социальный феномен положительной значимости в системе общественно-исторической деятельности людей», «ценность – свойство социума», при этом «она не отделима и от самого человека», – именно с этих философских суждений хочется начать данную статью и тут же обратить внимание на исследование Н.В. Витрука, в котором он подчеркивает актуальность развития «ценностного» подхода в современном праве, анализируя сквозь его призму конституционные права. «Ценности носят на себе отпечаток времени, той или иной исторической эпохи в развитии человечества», – продолжает ученый со ссылкой на О.В. Мартышина. Они «связаны… с потребностями и интересами участников общественных отношений, являются отражением изменяющегося общественного бытия». Н.В. Витрук подчеркивает: «Определяющей ценностью в свободном гражданском обществе и демократическом правовом государстве… является человек», его «автономия, свобода личности». Напомним, что 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека; важнейшим актом для нашего государства стала Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., опираясь на фундаментальные положения которой 12 декабря 1993 г. была принята Конституция РФ. Она провозглашает права и свободы, среди которых такие ценнейшие, как право на жизнь, достоинство личности, в том числе предполагающее, что никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам; право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; свободу совести и вероисповедания; свободу мысли и слова (и что важно – никто не может быть принужден не только к выражению своих мнений и убеждений, но и к отказу от них), а также иные права, полный перечень которых приводить здесь нецелесообразно. При этом все «конституционные ценности», по справедливому мнению Н.В. Витрука, «носят подлинно нравственно-правовой прогрессивный характер». Заслуживает внимания также замечание ученого и о том, что для человечества необходимо дальнейшее «продвижение вперед по пути общественно-гуманистического прогресса». Таким образом, подчеркивается значимость не только технического прогресса современной цивилизации, и не только экономического, к которому стремится любое общество. Важнейшим остается внимание к ценности личности, ее прав, свобод и законных интересов, к созданию условий для их реализации и обеспечению необходимыми общественными и государственными гарантиями. Все перечисленные права – это абсолют в отношении живого человека, являющегося субъектом права от рождения до смерти. Однако как они «трансформируются» с наступлением смерти?
Статья 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (в послед. ред.) содержит норму-требование о достойном отношении к телу человека после его смерти, которая предусматривает возможность лица в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме выразить согласие или несогласие быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию (аутопсии), а также согласие или несогласие на изъятие органов и (или) тканей из его тела (при этом, в случае отсутствия волеизъявления умершего, право на разрешение перечисленных действий имеют супруг, близкие родственники, иные родственники либо законный представитель умершего, а при их отсутствии иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего). Данная статья коррелирует еще с тремя, о которых следует упомянуть.