Процессуальные особенности проведения судебно-медицинской экспертизы в рамках уголовного, гражданского судопроизводств и производства по делам об административных правонарушениях (сообщение I)
Аннотация
В статье приводятся результаты контентного сопоставления основных процессуальных положений по вопросам, связанным с основаниями для назначения судебной экспертизы, порядком направления материалов для производства судебной экспертизы и определением исполнителей (экспертов) в зависимости от вида производства по делу.
Тип | Статья |
Издание | Медицинское право № 03/2024 |
Страницы | 2-6 |
В судебно-медицинской литературе процессуальные основы проведения экспертизы, как правило, рассматриваются «от исполнителя» (эксперта) и потому зачастую без учета конкретного вида производства по делу. Во многих случаях это оправданно, поскольку сущность экспертизы – решение конкретных медицинских вопросов в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, – остается единой.
При этом нельзя не заметить отсутствие идентичности анализируемых процессуальных положений в рамках разных видов производств, например уголовного и административного, уголовного и гражданского. При преобладающем сходстве данный факт может восприниматься как вариативность законодательных формулировок – разработаны разными людьми, в разное время и т.п. Однако так ли это на самом деле? Возможно, законодателем были сознательно закреплены те или иные нюансы проведения экспертиз, и выводить единые (расширительные, усредненные) процессуальные положения, их регламентирующие, не только не требуется, но и было бы ошибкой.
Рассмотрение всех этих вопросов составило цель настоящей публикации. Предмет исследования – процессуальные положения проведения судебной экспертизы в рамках уголовного и гражданского судопроизводств и производства по делам об административных правонарушениях (административное и арбитражное судопроизводства не рассматривались в силу редкости для судебно-медицинской практики).
Результаты исследования и их обсуждение. 1) Юридический приоритет. «Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве» определяет Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» (далее – ФЗ о ГСЭД в РФ). Действие закона (по многим его положениям) распространяется и на негосударственных экспертов (ст. 41 «Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами»).
Примечательно, но в преамбуле ФЗ о ГСЭД в РФ прямо указано, что «производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации». Казалось бы, ответ на исходный вопрос о природе и трактовке вариативности законодательных формулировок получен, но уже на этом (начальном) этапе возникает неясность и даже противоречие.