Киберспорт как особая правовая категория
Аннотация
В настоящее время киберспорт стал неотъемлемой частью спортивной индустрии. Несмотря на иногда неоднозначное отношение к данному спортивному направлению среди исследователей, неоспоримым остается тот факт, что с каждым годом оно привлекает все большее и большее количество спортсменов и зрителей. К сожалению, можно констатировать, что от развития киберспорта значительно отстает правовое регулирование в данной области, поскольку действующее законодательство содержит все еще слишком много «белых пятен». Однако работа над совершенствованием нормативной базы ведется, в том числе планируется в ближайшем будущем очертить границы той области, которая будет определяться как киберспорт. В рамках данной статьи автором представлена собственная позиция по данному вопросу, а также приведена соответствующая аргументация.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Спорт: экономика, право, управление № 03/2024 |
Страницы | 19-21 |
DOI | 10.18572/2070-2175-2024-3-19-21 |
Сегодня компьютерный спорт очень быстро набирает популярность. Впервые в России он получил официальное признание ещё в 2001 г., однако в период с 2006 до 2016 г. был исключён из Всероссийского реестра видов спорта. После возвращения официального статуса начался новый этап его динамичного развития. Согласно федеральному статистическому наблюдению, количество занимающихся компьютерным спортом в нашей стране за период с 2017-го по 2022-й год увеличилось почти в 9 раз и составило 290 880 человек.
В утвержденных приказом Минспорта России правилах соответствующего вида спорта компьютерный спорт определяется как вид соревновательной деятельности и специальной практики подготовки к соревнованиям на основе компьютерных и/или видеоигр, где игра предоставляет среду взаимодействия объектов управления, обеспечивая равные условия состязаний человека с человеком или команды с командой.
Кроме того, в указанном нормативном акте понятие «компьютерный спорт» отождествляется с киберспортом, электронным спортом и е-спортом.
С отождествлением компьютерного спорта и киберспорта соглашается целый ряд авторов как в Российской Федерации, так и за рубежом, что аргументируется в том числе потребностью в устранении правовой неопределенности. Однако данная позиция представляется небесспорной, по крайней мере в случае с нашей страной.
На официальном уровне председателем Комитета Государственной Думы Российской Федерации по физической культуре и спорту озвучивалась позиция, предполагающая рассмотрение киберспорта как более широкого по отношению к компьютерному спорту юридического понятия, которое бы включало в себя в том числе спортивное программирование и гонки дронов, что будет способствовать интеграции киберспорта в IT-сферу и получению киберспортсменами соответствующих льгот. Соответствующий законопроект находится на данный момент в разработке.