Дата публикации: 08.08.2024

Мотивы абитуриентов при поступлении на факультет физической культуры

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы определения мотивов абитуриентов при поступлении на факультет физической культуры и выявление причин. Анкетирование проводилось на группах студентов факультета физической культуры и спорта Государственного университета просвещения. В опросе приняли участие 90 студентов разных спортивных специализаций: 31 студент 1-го курса, 20 студентов 2-го курса, 23 студента 3-го курса и 16 студентов 4-го курса. В результате проведенного опроса были определены ведущие мотивы поступления, установлены виды и соотношения внутренних и внешних мотивов для поступления, выявлены различия в мотивах поступления в зависимости от пола абитуриента. Полученные результаты могут служить основой для разработки анкеты с дихотомической интервальной шкалой оценок, в которой весомость каждого ответа будет оцениваться респондентом в баллах, а итоговая оценка будет вычисляться как среднее весовое всех ответов.




Привлечение абитуриентов к поступлению в ВУЗ является исключительно важной задачей, во многом сходной с любой маркетинговой задачей по созданию и расширению клиентской базы. Количество и качественный состав поступивших студентов учитывается во всех рейтингах университетов, а в российских рейтингах также учитывается уровень подготовленности абитуриентов в виде оценок ЕГЭ. Количество зачисленных студентов определяет учебную нагрузку преподавателей и влияет на величину их заработной платы, а для государственных бюджетных образовательных учреждений – частично определяет объем их государственного финансирования. Для привлечения абитуриентов многие ВУЗы используют обычные маркетинговые мероприятия в виде рекламы в СМИ и Интернете, наружной рекламы, участия в выставках, организации Дней открытых дверей, адресной рассылки и другие акции.

При этом сведения об эффективности приемной кампании для большинства российских ВУЗов либо не представляются публично или такие оценки не проводятся. Маркетинговые задачи приемной кампании, определение ее эффективности и особенностей рассматриваются в немногочисленных публикациях. При этом подобные исследования проводятся с использованием разнообразных, как правило, опросных методик, имеющих разные основания и способы обработки исходных данных, что не позволяет определить их социометрическую надежность.

В частности, в работе Ф.В. Малахова приводятся результаты опроса абитуриентов разных факультетов МГУ и их родителей о причинах поступления в ВУЗ. Определены внешние и внутренние факторы поступления, установлены семь внешних информационных источников, определяющих выбор абитуриентов для поступления. Выявлено, что более 60% абитуриентов сделали свой выбор самостоятельно, а не в результате влияния других «внешних» источников: советов родителей, рекламы в Интернете, рекомендаций учителей и пр. В статье А.К. Белоусовой не приводится разделение мотивов поступления на внешние и внутренние. Всего определено девять мотивов поступления, которые, в своем большинстве, относятся к внутренней мотивации абитуриентов, которую автор разделяет на личностные, профессиональные и статусные мотивы. То есть внешние побудительные мотивы абитуриентов практически не рассматриваются.

В методике А.А. Реана и В.А. Якунина изучения мотивов учебной деятельности студентов в модификации Н.Ц Бадмаевой мотивы разделяются на внешние (коммуникативные, избегания, престижа и социальные) и внутренние (учебно-познавательные, творческой самореализации, профессиональные). Но и в этом случае информационные поводы для поступления в ВУЗ не определяются.

Задачи исследования. В этой связи становится очевидным и актуальным проведение исследований по оценке эффективности приемной кампании, включая установление вида и весомости источников информации, побудивших абитуриентов к поступлению в ВУЗ; определение ведущих мотивов поступления; установление вида и соотношения внутренних и внешних мотивов для поступления; выявление различий в мотивах поступления в зависимости от пола абитуриента.

Список литературы

1. Белоусова А.К. Особенности мотивационной сферы абитуриентов спортивных учреждений / А.К. Белоусова, Е.П. Крищенко, Ю.А. Тушнова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 3. С. 247
2. Власова Г.И. Особенности мотивации принятия решения о получении высшего образования учащимися старших классов / Г.И. Власова, E.K. Власова // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2020. № 2 (40). С. 168–175. EDN: WUGYIH.
3. Зарецкая А.Е. Анкета абитуриента / А.Е. Зарецкая. URL: <a href="https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSf8iywL2rsR2cYm5m0ngGkx0blWvfysdRhQfYeXSvhzuPIDKA/viewform" target="_blank">https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSf8iywL2rsR2cYm5m0ngGkx0blWvfysdRhQfYeXSvhzuPIDKA/viewform</a> (дата обращения: 16.06.24).
4. Малахов Ф.В. Портрет абитуриента МГУ имени М. В. Ломоносова в 2013 г.: факторы и мотивы выбора факультетов и вуза / Ф.В. Малахов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 4. С. 207–220.
5. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей : монография / Н.Ц. Бадмаева. Улан-Удэ : Издательство ВСГТУ, 2004
6. Москалева О.В. Рейтинги университетов: правила составления и система оценок / О.В. Москалева // Университетская книга. 2014. № 3. С. 20–25.
7. Ованесян И.С. Различия учебных мотивов студентов разных спортивных специализаций на факультете физической культуры / И.С. Ованесян // Современные тенденции, проблемы и пути развития физической культуры, спорта, туризма и гостеприимства : материалы XVII Ме
8. Reichheld, F. Prescription for cutting costs: Loyal relationships / F. Reichheld. URL: <a href="https://media.bain.com/Images/BB_Prescription_cutting_costs.pdf" target="_blank">https://media.bain.com/Images/BB_Prescription_cutting_costs.pdf</a> (date of access: 16.06.2024).

Остальные статьи