Дата публикации: 31.07.2024

Международные налоговые договоры: последствия и юридическая оценка приостановления (в России и за рубежом)

Аннотация

В статье рассмотрены последствия приостановления действия соглашений об избежании двойного налогообложения, анализируются подходы зарубежных государств к правомерности приостановления действия международных налоговых договоров, в которых предусмотрены только правила денонсации. Автор раскрывает специфику приостановления действия отдельных положений международных налоговых договоров.




Налогово-правовой «гамбит»

Марафон приостановления действия соглашений об избежании двойного налогообложения доходов (далее — СИДН) был начат в 2022 г. Латвией, которая уведомила нашу страну о приостановлении с 16 мая 2022 г. действия соглашения 2010 г. Россия Указом Президента РФ от 26 сентября 2022 г. № 668 также приостановила действие этого договора. Причем была использована чрезвычайная процедура (п. 4 ст. 37 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ): действие международного договора Российской Федерации может быть приостановлено Президентом РФ в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона. В случае его отклонения Государственной Думой действие договора подлежит незамедлительному возобновлению.

Двадцать восьмого февраля 2023 г. был принят не только Федеральный закон № 39-ФЗ «О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством РФ и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал» (далее — Закон № 39-ФЗ), но и Федеральный закон № 40-ФЗ «О денонсации Соглашения между Правительством РФ и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал» (далее — Закон № 40-ФЗ). В результате соглашение прекратило действие с 1 января 2024 г. В законе о приостановлении не указана дата его вступления в силу, соответственно, применяется правило: федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня официального опубликования (если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу). Правило о принятии закона вслед за указом (п. 4 ст. 37 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ) не следует толковать таким образом, что действие закона необходимо распространять на прошлый период для сохранения юридического эффекта приостановления, данные нормативные правовые акты (указ и последующий федеральный закон) имеют самостоятельное значение в механизме приостановления действия международного договора.

Также отметим, что Россия при денонсации СИДН действовала в соответствии с его правилом: любое договаривающееся государство может прекратить действие соглашения по дипломатическим каналам, направив письменное уведомление о прекращении действия не позднее чем за 6 месяцев до окончания любого календарного года после истечения 5 лет с даты вступления соглашения в силу (ст. 31). Уведомление было направлено 27 марта 2023 г., т.е. с соблюдением «июньской оговорки», денонсируемое соглашение вступило в силу 6 ноября 2012 г. (пятилетний срок истек).

Список литературы

1. Видмер М. Налоговое соглашение Россия — Швейцария заморожено: каковы последствия? / М. Видмер // Швейцария Деловая. 2023. 8 августа.
2. Капустин А.Я. Международное право и вызовы XXI века / А.Я. Капустин // Журнал российского права. 2014. № 7. С. 5–19.
3. Кучеров И.И. Трансформация международного налогово-правового регулирования и национальные интересы / И.И. Кучеров, И.А. Хаванова // Журнал российского права. 2024. № 4. С. 103–118.
4. Никифоров А. Чего ожидать бизнесу от приостановления действия соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН)? / А. Никифоров, С. Червонная // ЭЖ-Бухгалтер. 2023. № 34. С. 5–6.
5. Осминин Б.И. Правовые модели прекращения и приостановления государствами действия международных договоров / Б.И. Осминин // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 4. С. 116–133.
6. Хаванова И.А. Денонсация и приостановление действия соглашений об избежании двойного налогообложения (теория и практика) / И.А. Хаванова // Финансовое право. 2023. № 1. С. 22–25.
7. Хаванова И.А. Правовая модель частичного приостановления действия международных налоговых договоров России / И.А. Хаванова // Финансовое право. 2023. № 10. С. 20–25.
8. Ashish, G. Why Russia’s Unilateral Suspension of Tax Treaties Is Questionable / G. Ashish, S. Ashish // Tax Notes International (Forthcoming). <a href="https://ssrn.com/abstract=4555491" target="_blank">https://ssrn.com/abstract=4555491</a> (date of access: 01.06.2024).
9. Jerabek, R. Russia suspends parts of the double taxation agreement with Austria / R. Jerabek. URL: <a href="https://steuernachrichten.pwc.at/en/blog/2023/08/16/russia-suspends-parts-of-the-double-taxation-agreement-with-austria/" target="_blank">https://steuernachrichten.pwc.at/en/blog/2023/08/16/russia-suspends-parts-of-the-double-taxation-agreement-with-austria/</a> (date of access: 03.06.2024).

Остальные статьи