Льготы по транспортному налогу: новые поводы для дискуссии
Аннотация
В статье рассматривается проблема правового регулирования получения налоговой льготы по транспортному налогу различными категориями налогоплательщиков. Автором проводится содержательный анализ правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам льготирования налогоплательщиков, владеющих транспортными средствами с мощностью двигателя до 120 л.с. При этом отмечаются следующие обстоятельства: во-первых, подтверждение Конституционным Судом концепции адресности налоговых льгот и, во-вторых, обращается внимание на высокую степень условности разделения критериев предоставления налоговых льгот Конституционным Судом по транспортному налогу на так называемые объективные и субъективные. В качестве вывода отмечается необходимость более подробной мотивировки Конституционным Судом принимаемых решений о налоговых льготах, а также установление перечня таких льгот в НК РФ при одновременной возможности для регионов выбирать тот или иной вид льготы для их установления на соответствующей территории.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Налоги № 03/2024 |
Страницы | 27-31 |
DOI | 10.18572/1999-4796-2024-3-27-31 |
Налоговые льготы общепризнанно являются одним из наиболее эффективных инструментов дифференциации регулирования правового положения плательщиков налогов и сборов, который одновременно выполняет роль стимулирования к исполнению налоговых обязательств. При этом от эффективности реализации норм налогового права, которыми устанавливаются соответствующие льготные механизмы налогообложения, существенным образом зависит обеспечение баланса публичных и частных интересов налоговых отношений.
Зачастую последние годы исследователи отмечают существенный рост общего массива налоговых льгот и соответствующее усложнение их регуляции. В этой связи немаловажную роль играет практика КС РФ, складывающаяся в отношении льгот по различным налогам. Важно отметить, что вопросы определения категорий лиц, в отношении которых предусматриваются налоговые льготы, периодически становятся поводом для обсуждения в кругах налоговедов, а также предметом судебных споров. Что касается КС РФ, то в основном им принимаются по таким вопросам отказные определения. Так, еще в 2013 г. Е.В. Тарибо, анализируя вопросы факультативности налоговых льгот, называет позицию КС РФ по отношению к налоговым льготам «отказной доктриной» и отмечает необходимость обязательной мотивировки отказов.
Новым поводом для дискуссии о льготах по транспортному налогу становится принятие Определения КС РФ от 3 мая 2023 г. № 1340-О. Интересно отметить, что льготы именно по транспортному налогу впервые за последние годы становятся предметом рассмотрения в КС РФ.
Cуть спора состояла в том, что в законе Воронежской области были определены субъекты и условия предоставления налоговых льгот по транспортному налогу. В соответствии с ним льготы устанавливаются таким категориям лиц, как гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеющим транспортные средства с мощностью двигателя до 120 л.с. включительно. По мнению заявителя, указанное положение является неконституционным и ограничивает в правах участников военных подразделений особого риска и участников ликвидации аварии на объектах радиационного излучения, имеющих транспортные средства аналогичной мощности двигателя.
Принципиально важным в позиции Конституционного Суда Российской Федерации, на наш взгляд, являются следующие обстоятельства, заслуживающие, в свою очередь, содержательных комментариев.