Институт налоговых омбудсменов как способ досудебного урегулирования налоговых споров
Аннотация
В статье проанализирован вопрос формирования в российском налоговом праве и российском налоговом законодательстве института налоговых омбудсменов в связи с имеющимися тенденциями по специализации бизнес-омбудсменов и целями на снижение нагрузки на судебную систему Российской Федерации. Приводится обзор применения данного института в международной практике и рекомендации ООН по его введению в странах, в которых он не сформирован. Автором была поставлена цель — проанализировать необходимость и возможность формирования института налоговых омбудсменов в Российской Федерации. Автором сделан вывод о возможности формирования вышеуказанного института и предложено внесение изменений в налоговое законодательство.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Налоги № 03/2024 |
Страницы | 21-26 |
DOI | 10.18572/1999-4796-2024-3-21-26 |
На современном этапе развития публично-правовых отношений, представляется, продолжает оставаться актуальным вопрос эффективности инструментов, которые могли бы помочь в досудебном урегулировании налоговых споров. С одной стороны, ФНС России опубликованы данные об уменьшении количества вынесенных судами первой инстанции решений по заявлениям (искам) налогоплательщиков по налоговым спорам, прошедшим досудебное урегулирование (в 2021 г. на 32,1%, в 2022 г. на 5,1%), что указывает на сохраняющуюся положительную динамику снижения налоговых споров, разрешаемых в судебном порядке. С другой стороны, анализируя официальные данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, можно усмотреть признаки значительного расхождения в официальных данных вышеуказанных органов. Так, количество вынесенных судами по делам решений, ответчиком по которым является ФНС России (включая его инспекции), за 2020–2023 гг. выросло примерно на 17%, а процент судебных решений, по которым удовлетворены требования, на 11%, что проиллюстрировано в табл. 1 (данные за 12 месяцев 2023 г. рассчитывались примерно, исходя из статистики за первые шесть месяцев).
Исходя из данных табл. 2 и 3 можно заключить, что хуже ситуация обстоит в сфере разрешения налоговых споров арбитражными судами. Количество вынесенных судами решений по делам об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц за 2020–2023 гг. об удовлетворении требований (полностью и частично) увеличилось примерно на 38,88%.
Данная статистика, напротив, показывает отрицательную динамику разрешения судами налоговых споров, урегулируемых в досудебном порядке. Исходя из статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, можно заключить, что в суды с исками к ФНС России стали обращаться чаще, а процент удовлетворения требований подконтрольных лиц стабильно растет.
Вышеуказанные показатели, как представляется, не отвечают запланированным в Приказе ФНС России от 5 марта 2021 г. №ЕД-7-1/173@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2021–2023 годы», согласно которому соотношение количества судебных дел по спорам, прошедшим досудебное урегулирование, удовлетворенных в пользу налогоплательщиков, и количества жалоб по налоговым спорам, оставленным без удовлетворения, на 2023 г. должно составлять не более 16%. В связи с чем очевидно, что в сфере налоговых споров, урегулируемых в досудебном порядке, длительно сохраняется отрицательная динамика, что требует внедрения новых методов и способов разрешения сложившейся ситуации.