Единый подоходный налог — стимул или антистимул
Аннотация
Рассмотрено решение ряда проблем Германии в начале XX в. Модернизация налогово-бюджетной системы Германской империи М. Эрцбергером позволила увеличить доходы бюджета, ее продолжение стимулировало рост инвестиций в развитие экономики. Переход к «справедливому» подоходному обложению стал антистимулом для наиболее обеспеченных слоев населения. Налоговая конкуренция территорий в силу их фискальной автономии была преодолена путем унификации налоговой системы. Полученные выводы могут быть использованы в России.
Тип | Статья |
Издание | Налоги № 03/2024 |
Страницы | 15-20 |
DOI | 10.18572/1999-4796-2024-3-15-20 |
В условиях роста непроизводительных расходов бюджетов, а также риска падения нефтегазовых доходов поступления от подоходного налога с физических лиц (с 01.01.2001 НДФЛ) остаются значимы для бюджета России, особенно — для регионов нефтехимического комплекса, находящегося под беспрецедентным санкционным давлением с 2014 г. Отдельные аспекты подоходного обложения вновь в центре отечественных научных и политических дискуссий. Преимущества и недостатки прогрессии в подоходном обложении ранее обсуждались нами. В данной статье рассмотрим возможности увеличения налоговых доходов бюджета, используя прогрессивный подоходный налог, а также последствия фискальной автономии территорий. Ситуация, схожая с российской, сложилась в Германской империи в начале XX в., проводившей масштабную налогово-бюджетную реформу в 1919–1920-е гг.
С образованием Германской империи в 1871 г. была создана трехуровневая бюджетная система: рейх (федеральная власть), федеральные земли — субъекты федерации (26 образований в 1900 г., включая самостоятельные ганзейские города), муниципалитеты (общины) — 475 ед. с численностью свыше 10 тыс. чел. По данным на 1900 г., крупнейшие земли Германии по количеству населения — Пруссия (61% всего населения), Бавария (11%), Саксония (7%), Вюртемберг (4%), Баден (3%) и Эльзас-Лотарингия (3%). По сути, Германия с 1871 г. представляла собой систему, созданную Пруссией, занимавшей две трети территории империи, где проживало три пятых населения страны.
В основе бюджетной системы Германской империи лежал принцип сбалансированности бюджета. С 1885 по 1913 г. около 70% доходов и расходов приходилось на земли и муниципалитеты. В доходах около 60% составляли налоговые доходы. Поступления от прямых и косвенных налогов были практически одинаковы, а среди прямых налогов более половины составлял подоходный налог, поступавший исключительно в бюджеты земель и общин.
Переход к подоходному налогу с физических лиц в немецких землях (государствах) в XIX в. сопровождался отменой ряда косвенных налогов и изменениями внутри самого налога: к большему обложению привлекались более состоятельные классы, устанавливались льготы (например, в Пруссии с 1851 г. от налога освобождались лица в возрасте до 16 лет и свыше 60 лет; получатели пособий; военные и их семьи), включая необлагаемый минимум. Корректировались облагаемый доход и метод его расчета, вводились декларации и публичные оценочные списки и т.д.
Налоговые доходы рейха формировались косвенными налогами, а также собственными прямыми налогами и сборами: налог на наследство (1906), налог на недвижимость (1913), позднее — военные сборы и др. В 25 землях действовало 26 различных законов о подоходном налоге (земля Саксония-Кобург-Гота имела два закона). Максимальная ставка налога составляла менее 10%. В налоговых доходах земель подоходный налог был основным (его доля росла с 47% в 1901 г. до 60% в 1913 г.). Около половины налоговых доходов муниципалитетов в 1913 г. составляли поступления от подоходного налога, самостоятельно устанавливаемого общинами в виде надбавок к налогам земель. Так, в Берлине такая надбавка равнялась 100%, Кенигсберге — 202%, Эссене — 150–200%. В городах надбавки были обычно выше, чем в сельских общинах.