Дата публикации: 31.07.2024

Единый подоходный налог — стимул или антистимул

Аннотация

Рассмотрено решение ряда проблем Германии в начале XX в. Модернизация налогово-бюджетной системы Германской империи М. Эрцбергером позволила увеличить доходы бюджета, ее продолжение стимулировало рост инвестиций в развитие экономики. Переход к «справедливому» подоходному обложению стал антистимулом для наиболее обеспеченных слоев населения. Налоговая конкуренция территорий в силу их фискальной автономии была преодолена путем унификации налоговой системы. Полученные выводы могут быть использованы в России.




В условиях роста непроизводительных расходов бюджетов, а также риска падения нефтегазовых доходов поступления от подоходного налога с физических лиц (с 01.01.2001 НДФЛ) остаются значимы для бюджета России, особенно — для регионов нефтехимического комплекса, находящегося под беспрецедентным санкционным давлением с 2014 г. Отдельные аспекты подоходного обложения вновь в центре отечественных научных и политических дискуссий. Преимущества и недостатки прогрессии в подоходном обложении ранее обсуждались нами. В данной статье рассмотрим возможности увеличения налоговых доходов бюджета, используя прогрессивный подоходный налог, а также последствия фискальной автономии территорий. Ситуация, схожая с российской, сложилась в Германской империи в начале XX в., проводившей масштабную налогово-бюджетную реформу в 1919–1920-е гг.

С образованием Германской империи в 1871 г. была создана трехуровневая бюджетная система: рейх (федеральная власть), федеральные земли — субъекты федерации (26 образований в 1900 г., включая самостоятельные ганзейские города), муниципалитеты (общины) — 475 ед. с численностью свыше 10 тыс. чел. По данным на 1900 г., крупнейшие земли Германии по количеству населения — Пруссия (61% всего населения), Бавария (11%), Саксония (7%), Вюртемберг (4%), Баден (3%) и Эльзас-Лотарингия (3%). По сути, Германия с 1871 г. представляла собой систему, созданную Пруссией, занимавшей две трети территории империи, где проживало три пятых населения страны.

В основе бюджетной системы Германской империи лежал принцип сбалансированности бюджета. С 1885 по 1913 г. около 70% доходов и расходов приходилось на земли и муниципалитеты. В доходах около 60% составляли налоговые доходы. Поступления от прямых и косвенных налогов были практически одинаковы, а среди прямых налогов более половины составлял подоходный налог, поступавший исключительно в бюджеты земель и общин.

Переход к подоходному налогу с физических лиц в немецких землях (государствах) в XIX в. сопровождался отменой ряда косвенных налогов и изменениями внутри самого налога: к большему обложению привлекались более состоятельные классы, устанавливались льготы (например, в Пруссии с 1851 г. от налога освобождались лица в возрасте до 16 лет и свыше 60 лет; получатели пособий; военные и их семьи), включая необлагаемый минимум. Корректировались облагаемый доход и метод его расчета, вводились декларации и публичные оценочные списки и т.д.

Налоговые доходы рейха формировались косвенными налогами, а также собственными прямыми налогами и сборами: налог на наследство (1906), налог на недвижимость (1913), позднее — военные сборы и др. В 25 землях действовало 26 различных законов о подоходном налоге (земля Саксония-Кобург-Гота имела два закона). Максимальная ставка налога составляла менее 10%. В налоговых доходах земель подоходный налог был основным (его доля росла с 47% в 1901 г. до 60% в 1913 г.). Около половины налоговых доходов муниципалитетов в 1913 г. составляли поступления от подоходного налога, самостоятельно устанавливаемого общинами в виде надбавок к налогам земель. Так, в Берлине такая надбавка равнялась 100%, Кенигсберге — 202%, Эссене — 150–200%. В городах надбавки были обычно выше, чем в сельских общинах.

Список литературы

1. Feldenkirche, W. Die Deutsche Wirtschaft im 20. Jahrhundert / W. Feldenkirche. Muenchen De Gruyter Oldenbourg, 1998. 173 s.
2. Zulkarnay, I. Why Russia has again been sliding from federalism to Unitarianism / I. Zulkarnay // Public Administration Issues. 2018. Vol. 5. P. 116–132.
3. Veblen, T. Imperial Germany and The Industrial Revolution / T. Veblen. Batoche Books Kitchener, 2003. 147 p.
4. Spoerer, M. Oeffentliche Finanzen S. 106–117 / M. Spoerer // Deutschland in Daten. Zeitreichen zur Historischen Statistik / T. Ralf. Bonn, 2022. 391 s.
5. North, M. Deutsche Wirtschaftsgeschichte. Ein Jahrtausend im Ueberblick / M. North, G. Ambrosius, S. Jenks [et al.]. Munchen : C.H. Beck, 2005. 559 s.
6. Nipperdey, T. Deutschegeschichte 1866–1918. Band 2 / T. Nipperdey. Munchen : C.H. Beck, 1995. 940 s.
7. Neefe, M. Statistisches Jahrbuch deutscher Staedte / M. Neefe. Breslau, 1906. 495 s.
8. Henning, F.-W. Wirtschafts- und Sozialgeschichte. Die Industrialisierung in Deutschland 1800 bis 1914. Band 3 / F.-W. Henning. Paderborn; Muenchen; Wien; Zuerich : Schoeningh, 1993. 357 s.
9. Henning, F.-W. Das industrialisierte Deutschland 1914 bis 1992 / F.-W. Henning. Paderborn ; Muenchen ; Wien ; Zuerich, 1993. 357 s.
10. Grömling, M. Deutschland nach der Krise: Aufbruch oder Depression? Wirtschaftshistorische Betrachtung und wirtschaftspolitische Leitlinien / M. Grömling, M. Hüther, M. Jäger, R. Kroker // Forschungsberichte aus dem Institut der deutschen Wirtschaft Koeln.
11. Борисов И.А. Налоговая автономия и бюджетные балансы регионов / И.А. Борисов // Финансовый журнал. 2020. № 5. С. 114–127.
12. Bevoelkerung und Wirtschaft 1872–1972. Statistisches Bundesamt Wiesbaden / vorwort Hildegard Bartels. Verlag W. Kohlhammer Stuttgart und Mainz, 1972. 278 s.
13. Aubin, H. Handbuch der deutschen Wirtschafts- und Sozialgeschichte. Band 2 / H. Aubin, W. Zorn. Klett-Cotta, 1976. 998 s.
14. Чилькина К.В. Реформы местного самоуправления в Пруссии в XIX в. / К.В. Чилькина // Вестник Саратовской юридической академии. 2017. № 5. С. 61–71.
15. Трофимова Я.В. Подоходный налог: аргументы против прогрессии / Я.В. Трофимова // Налоги. 2024. № 2. С. 9–14.
16. Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Вып. 1. Учение об обыкновенных доходах : курс лекций, читанный в С.-Петербургском и Московском университетах / И.Х. Озеров ; 4-е изд., испр. и доп. Москва : Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1911. 544 с.
17. Зотова А.И. Фискальная автономия муниципалитетов: опыт Южного федерального округа / А.И. Зотова, С.А. Коробко // Финансы и управление. 2017. № 4. С. 11–22.
18. Зорилэ Д.В. Некоторые особенности развития коммунального налогообложения в Германии в конце XIX в. / Д.В. Зорилэ // Право и государство: теория и практика. 2020. № 8. С. 21–25.
19. Гончаренко Л.И. Панельная дискуссия «Новый облик налоговой системы России: как не навредить социально-экономическому развитию страны» / Л.И. Гончаренко, Н.П. Мельникова, А.В. Тихонова // Экономика. Налоги. Право. 2018. № 1. С. 134–143.

Остальные статьи