Трансграничное исполнение решений российских судов об обращении в доход Российской Федерации недвижимого имущества, находящегося на территории иностранного государства
Аннотация
В статье рассматривается проблематика признания и приведения в исполнение решений российских судов об обращении в доход Российской Федерации имущества, находящегося на территории иностранного государства, в отношении которого публичным должностным лицом не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы. Формулируется вывод о неэффективности существующей модели трансграничного оборота соответствующих судебных решений, вынесенных на основании российского антикоррупционного законодательства.
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 08/2024 |
Страницы | 29-32 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2024-8-29-32 |
I. Введение и постановка проблемы
Непосредственным поводом к написанию настоящей статьи послужило подготовленное авторами научно-правовое заключение по запросу Прокуратуры Омской области о допустимости признания и приведения в исполнение в Федеративной Республике Германия решения российского суда об обращении в доход Российской Федерации расположенного на территории данного иностранного государства недвижимого имущества, в отношении которого публичным должностным лицом не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
Несмотря на кажущийся казуистический характер, проблематика заключения породила ряд вопросов фундаментального плана, обусловленных следующими факторами.
Во-первых, ратификация Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. (далее — Конвенция ООН против коррупции) повлекла за собой создание соответствующих национальных процедур, предусматривающих, в том числе, обращение в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены согласно законодательству о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.
Соответственно, в международном аспекте закономерно возникает вопрос о допустимости трансграничного признания вынесенных по итогам национального регламента российских судебных актов об обращении в доход Российской Федерации активов публичных должностных лиц по вышеуказанному основанию с учетом возрастающей практики легализации коррупционных доходов в иностранных юрисдикциях.