Компетенция арбитражных судов России на рассмотрение дел о банкротстве иностранных компаний
Аннотация
Исследуется вопрос об изменении подхода к толкованию норм права о компетенции российских судов на рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) иностранных компаний. Отмечается, что в отсутствие изменений в правовом регулировании новый подход обусловлен правоприменительной деятельностью арбитражных судов. На основании положений последней судебной практики автор формулирует ключевые элементы компетенции арбитражных судов на рассмотрение дел о банкротстве иностранных компаний.
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 08/2024 |
Страницы | 12-14 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2024-8-12-14 |
Принятый в 2002 г. Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), как и действовавший до него федеральный закон по вопросам несостоятельности, а равно ряд законов, посвященных несостоятельности отдельных субъектов, не предусматривали наделения российских судов компетенцией на рассмотрение дел о несостоятельности иностранных субъектов. В них отсутствовали коллизионные нормы, разграничивающие компетенцию юрисдикционных органов различных государств на установление несостоятельности хозяйствующих субъектов, если личным законом такого субъекта является право иностранного государства. Это касается и возможного права иностранного суда на рассмотрение дел о банкротстве российских юридических лиц (в противовес такой возможности отметим, что такие дела традиционно по правилам исключительной компетенции рассматриваются российскими арбитражными судами), и права российского суда рассматривать дела о банкротстве иностранных компаний.
Отсутствие правового регулирования в той или иной сфере общественных отношений, если эти отношения могут иметь исключительно правовой характер, т.е. не могут складываться и развиваться объективно (без правового регулирования), является существенной преградой для реализации прав и законных интересов соответствующих субъектов, в частности кредиторов, чей должник находится в другой юрисдикции. Построение открытой и конкурентоспособной экономики России много лет назад предопределило наличие внешнеэкономических связей, участниками которых становились субъекты предпринимательской деятельности. И раз предпринимательская деятельность носит рисковый характер, неизбежно должны возникать ситуации несостоятельности таких субъектов, требующие применения банкротного законодательства для целей защиты прав и законных интересов как кредиторов, так и должника в условиях недостаточности активов для полного погашения долга. Все это предопределило необходимость регулирования вопросов трансграничной несостоятельности в национальном законодательстве России.
К 2011 г. Министерством экономического развития Российской Федерации был разработан законопроект «О трансграничной несостоятельности (банкротстве)» (далее — Законопроект Минэкономразвития), который был направлен на урегулирование процедуры трансграничных банкротств, в том числе на определение компетенции российских судов по таким делам. Он стал имплементацией типового закона ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности, принятого в городе Вене 30 мая 1997 г. на 30-й сессии ЮНСИТРАЛ. На официальном сайте Комиссии ООН по праву международной торговли указано, что основная задача принятия закона состояла в том, чтобы сделать возможным и облегчить сотрудничество и взаимодействие между различными судебными системами при уважении различий в национальных процессуальных нормах.
Статья 3 Законопроекта Минэкономразвития определяла исключительную компетенцию арбитражных судов Российской Федерации рассматривать дела о трансграничной несостоятельности (банкротстве иностранных юридических лиц) в том случае, когда центр основных интересов такого иностранного юридического лица или лица, его контролирующего, а равно постоянное представительство иностранного юридического лица находятся на территории Российской Федерации. Вместе с тем указанный законопроект не был принят, и национальное законодательство России так и не получило коллизионных норм, которые бы наделили российские юрисдикционные органы компетенцией на разрешение дел о несостоятельности (банкротстве) иностранных компаний.