Необходимый форум в делах о международном наследовании: что дальше?
Аннотация
Статья посвящена расширению компетенции российских нотариусов и судов в международных наследственных делах в результате принятия постановления Конституционного Суда. Санкционированное им отступление от связанности наследственной процедуры и применимого права скрывает в себе потенциал для повышения эффективности, скорости и удобства урегулирования российской части трансграничного наследства, но не исключает и серьезных осложнений, угрожающих стабильности и предсказуемости наследования. На основе анализа возможных последствий делается вывод об исключительности применения доктрины необходимого форума в текущих условиях и необходимости выработать универсальный подход к разграничению юрисдикции при трансграничном наследовании.
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 08/2024 |
Страницы | 7-11 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2024-8-7-11 |
1. Юрисдикционный конфликт — одно из естественных и сложно предотвратимых последствий в делах о международном наследовании. Сами наследники, иные бенефициары, не исключая власти стран, где разворачивается «сага о наследстве», могут иметь очень разные представления о подходящем для ее урегулирования форуме, ориентируясь, в основном на собственные критерии. При этом от распределения международной компетенции зависит экономический эффект для всех интересантов, приобретение или утрата ими соответствующих благ в результате наследования, организованного по той или иной процедуре, с тем или иным применимым правом.
Для посмертной передачи крупных состояний это оборачивается перетягиванием процессуального одеяла между конкурирующими юрисдикциями, распадом наследства на фракции с непредсказуемым результатом внутри отдельных национальных производств при увеличении транзакционных издержек. Для небольших наследств, напротив, казуистичное манипулирование правилами о международной компетенции позволяет властям от них успешно обороняться, оставляя неочевидное удовольствие от их ведения менее искушенным или лишенным выбора юрисдикциям. Неудивительно поэтому, когда перспектива несоразмерных расходов на подтверждение своих прав в условиях процедурного тупика и затянувшихся сроков вынуждает наследников бросать такое наследство на произвол судьбы.
2. В условиях юрисдикционной сумятицы, возникшей в ходе применения абз. 2 ст. 1115 ГК и п. 1 ст. 1224 ГК, было только делом времени, когда на абордаж этой нетривиальной проблемы пойдут высшие суды. Не остался в стороне и Конституционный Суд, который в марте 2024 г. попытался дать свой «ответ Чемберлену», закрепив удивительным образом в русле изоляционистских традиций английского права и доктрины forum necessitatis широкий подход к определению компетенции российских судов и нотариусов в делах о международном наследовании.
Отныне, если иное не следует из международного договора, для признания себя компетентными и открытия наследственного производства российским властям достаточно обнаружить в составе наследства любое движимое имущество на национальной территории и проверить соблюдение ряда специальных условий:
- российское гражданство у наследодателя;