Определение международной компетенции на основе оценочных понятий
Аннотация
В статье рассмотрены отдельные вопросы понимания международной компетенции как конкурирующей. Показана сложность установления компетенции суда Российской Федерации при ее определении с помощью оценочных понятий. Судебные акты об определении компетенции суда Российской Федерации охарактеризованы как имеющие предварительный характер. Предложено решение спорных вопросов наличия или отсутствия международной компетенции в рамках предварительного судебного заседания.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 08/2024 |
Страницы | 3-6 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2024-8-3-6 |
Понятие международной компетенции. Международная компетенция разграничивает предметы ведения между судами различных государств. В этом проявляется ее отличие от национальной компетенции, которая разграничивает предметы ведения между судами одной страны. Многие международные договоры с участием Российской Федерации, например Минская и Кишиневская конвенции, Киевское соглашение и др., регулируют вопросы международной компетенции.
Вопрос выбора компетентного суда имеет формально-юридические и тактические аспекты. Оптимальным является решение вопросов компетенции, хотя бы по основным спорам, на основе международных договоров и национального законодательства, однако это малореализуемая по целому ряду причин идея. Поэтому международная компетенция является чаще всего конкурирующей компетенцией, поскольку имеет целью выбор лучшего суда (forum shopping). Истец будет обращаться в суд того государства, где он получит оптимальные юридические и фактические условия защиты своих интересов. От выбора компетентного суда зависят также способ правовой защиты, процессуальное положение, процессуальные сроки, система доказывания и правила пересмотра, будущее исполнение решения и т.д.
С точки зрения российского правопонимания при определении компетенции (подсудности, подведомственности в зависимости от вида Кодекса) важно подчеркнуть ее конституционно-правовой характер. В ст. 46 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на судебную защиту, позволяющее обеспечить получение правовой защиты в компетентном суде. Согласно ст. 47 Конституции Российской Федерации: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом». Необходимость строгого соблюдения данной конституционной нормы подчеркнул Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 13 Постановления от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
Для международной компетенции характерны те же самые виды, что и для внутренней, поскольку с формально-юридической стороны они представляют собой одинаковые по содержанию правовые конструкции. Здесь следует обратить внимание, что в ст. 247 и 248 АПК РФ используется понятие компетенции, а в ст. 402 ГПК РФ — подсудности дел с участием иностранных лиц. Соответственно, выделяются общая территориальная компетенция (подсудность), альтернативная, договорная, исключительная и по связи дел, с учетом специфики международного гражданского процесса.
Например, в ч. 1 ст. 247 АПК РФ закреплены общие правила международной компетенции арбитражных судов альтернативного характера, содержащие различные юрисдикционные привязки, указывающие на возможность обращения за судебной защитой по критерию места нахождения одной из сторон, наличию имущества и права на территории Российской Федерации, характеру требования и др. Тем самым возможно исключение потенциальных конфликтов компетенций судов различных государств и случаев появления заведомо неисполнимых судебных решений, которые могут быть вынесены при игнорировании правил компетенции.