Возмещение ущерба, причинённого недвижимому имуществу при чрезвычайных ситуациях
Аннотация
Возмещение ущерба при повреждении или уничтожении недвижимого имущества в результате чрезвычайных ситуаций может осуществляться путём государственной поддержки и гражданско-правового механизма возмещения вреда. Доказывается невозможность ограничения прав потерпевших на полное возмещение вреда. На основе анализа системы законодательства и судебной практики, а также с учетом мнения ученых формулируются выводы о допустимости разной квалификации деяний органов и должностных лиц, иных владельцев опасных объектов по правилам о деликте государства, о деликте при эксплуатации источника повышенной опасности, о крайней необходимости. Раскрываются особенности определения оснований деликтной ответственности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Правовые вопросы недвижимости № 02/2024 |
Страницы | 10-14 |
В связи с участившимися на территории России случаями чрезвычайных ситуаций и масштабностью их негативного воздействия, возмещение ущерба, причинённого недвижимому имуществу при чрезвычайных ситуациях, – актуальная тема исследований, направленная на определение возможных способов восстановления прав потерпевших с учетом комплексного характера предусмотренных законодательством мер. Правовое регулирование вопросов возмещения ущерба в таких случаях осуществляется Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ст. 29) (далее – Закон № 3-ФКЗ), гл. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, части второй от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 18, 28) (далее – Закон № 68-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2019 г. № 1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями» (далее – Постановление № 1928). Указанные акты устанавливают на федеральном уровне основания и порядок выплаты различных видов компенсаций за утраченное или поврежденное недвижимое имущество. Согласно Постановлению № 1928 в случаях стихийных бедствий под повреждённым жильем понимается только помещение, которое нуждается в капитальном ремонте, под утраченным жильем – помещение, непригодное для проживания и подлежащее сносу, либо разрушенное. На уровне субъектов Российской Федерации региональные власти вправе конкретизировать общие положения федеральных нормативных актов в части повышения уровня выплат за счет соответствующего бюджета, сохранения затопленных земельных участков при получении средств на строительство нового жилья.
Анализ норм различных актов в рассматриваемой сфере позволяет сформулировать ряд тезисных моментов, имеющих ключевое значение для определения оснований и порядка возмещения ущерба, причинённого недвижимому имуществу при чрезвычайных ситуациях.
1) Часть 2 ст. 29 Закона № 3-ФКЗ предусматривает обязанность государства по предоставлению жилья и возмещению ущерба в порядке и на условиях, отражённых в Постановлении № 1928, которое, в свою очередь, регламентирует выделение трансферов из бюджетов соответствующих уровней для компенсации в случаях повреждения и утраты жилых помещений при отсутствии действующего механизма добровольного страхования, утвержденного органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 5, 6).
Как отмечается в работе М.В. Рыбкиной, М.В. Вологиной, такие платежи за счет средств бюджетов различных уровней составляют основные направления реализации государственной функции социальной защиты пострадавшего населения в рамках конституционно-правовых гарантий.