Право на город vs право на доступ к культурным ценностям: градостроительство и культурное наследие
Аннотация
В данной исследовательской работе проанализирован действующий порядок исключения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ЕГРОКН). Предложен уникальный для России алгоритм действий по оптимизации количества объектов культурного наследия регионального значения, включенных в ЕГРОКН, предполагающий передачу полномочий по исключению указанной группы объектов культурного наследия из ЕГРОКН Правительству Москвы посредством заключения соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы. Причины предлагаемого нововведения вызваны длительностью принятия решения об исключении того или иного объекта культурного наследия регионального значения из ЕГРОКН в связи с затянутыми процедурами согласования подобных вопросов с Министерством культуры Российской Федерации и структурными подразделениями Правительства Российской Федерации. В качестве положительного эффекта ожидается ускорение процедуры исключения объектов культурного наследия регионального значения из ЕГРОКН, что значительно повысит продуктивность работы регионального органа исполнительной власти в сфере охраны объектов культурного наследия. Исследование проведено в рамках города Москвы, что не препятствует возможности распространения действия предложенного механизма на другие субъекты Российской Федерации после апробации результатов функционирования в пилотном регионе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 03/2024 |
Страницы | 33-37 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2024-3-33-37 |
Про концепцию права на город знает каждый урбанист, но далеко не каждый юрист, что, безусловно, мешает восприятию и правильному решению современных городских проблем городскими администрациями. Концепция права на город, разработанная еще в 1960-х годах Анри Лефевром, изначально создавалась как социологическая теория о необходимости учета мнения жителей того или иного пространства в рамках любой модернизации квартала, района или города. На сегодняшний день эта концепция трансформировалась из урбанистической теории в важный критерий общественной жизни в современном мире. Так, по результатам проведенного еще в 2004 г. Международного урбанистического форума Программой Организации Объединенных Наций по населенным пунктам право на город признано неотъемлемым правом граждан, на котором должна базироваться любая разумная государственная политика, направленная на дальнейшее обеспечение устойчивого развития городов.
К тому же, право на город можно рассматривать как составную часть коллективного права на развитие, которое многими международными организациями и учеными выделяется особым блоком в поколении прав третьего поколения. При этом идея, лежащая в основе третьего поколения прав, заключается в их коллективном характере. Эти права охватывают коллективные права общества или народов, такие как право на устойчивое развитие, на мир или на здоровую окружающую среду, и были предложены вследствие более глубокого понимания различных типов препятствий, которые стоят на пути реализации прав первого и второго поколения.
Однако уже при реализации третьего поколения прав, а именно права на город как его составную часть, могут (и возникают) различные проблемы, одной из которых является потребность в обеспечении права второго поколения — права на доступ к культурным ценностям. Таким образом, право второго поколения и право третьего поколения при соприкосновении порождают новые, не нашедшие решения проблемы, ответ на одну из которых представляет проведенное исследование.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на доступ к культурным ценностям и одновременно с этим на каждого возлагается обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В данной работе исследовательский интерес лежит в области реализации права граждан на доступ к культурным ценностям, основной оппонент которому — право на город, право на комфортную городскую среду. Рассмотрим статистические данные, позволяющие представить количество памятников истории и культуры, находящихся на территории столицы Российской Федерации — города федерального значения Москвы.