Дата публикации: 01.08.2024

Осуществление органами местного самоуправления опережающего правового регулирования в материалах правоприменительной практики

Аннотация

В статье рассматриваются ситуации, когда органы местного самоуправления могут урегулировать определенные вопросы только при наличии закона субъекта РФ. Констатируется, что в случае отсутствия закона субъекта РФ органы местного самоуправления становятся заложниками складывающейся ситуации. На основе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики анализируется вопрос о возможности органам местного самоуправления осуществлять опережающее правовое регулирование соответствующих общественных отношений. В преддверии планируемой реформы местного самоуправления высказываются предложения по совершенствованию законодательства.




Как правило, правовое регулирование либо фиксирует сложившееся общественные отношения либо адресовано в будущее, т.е. нацелено на развитие новых общественных отношений. В отношении второго подхода нередко используют термин «опережающее правовое регулирование». Именно об этом и пойдет речь в настоящей статье. На основе анализа позиций ученых, материалов правоприменительной практики попробуем ответить на вопрос: есть ли у органов местного самоуправления правотворческие компетенции осуществлять опережающее правовое регулирование?

Теоретическая конструкция опережающего правового регулирования разработана в отношении органов государственной власти субъектов РФ и касается вопросов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предполагается, что по вопросам совместного ведения должны быть федеральные законы и законы субъектов РФ. В случае отсутствия федеральных законов органы государственной власти субъектов РФ могут осуществлять собственное опережающее правовое регулирование; после принятия федерального закона закон субъекта РФ приводится в соответствие с ним.

«Отсутствие федерального закона не может служить препятствием для выработки необходимого правового акта субъектом Федерации. Конституция РФ не запрещает опережающего правового регулирования в субъекте Федерации и не устанавливает жесткой последовательности в регулировании отношений по вопросам совместного ведения, т.е. не требует, чтобы вначале принимался закон или иной нормативный правовой акт субъекта Федерации. При этом должны быть соблюдены конституционные требования о непротиворечии законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина.

Применима ли эта конструкция в том или ином виде к органам местного самоуправления? Могут ли они осуществлять опережающее правовое регулирование? Для большинства юристов ответ очевиден. Обычно они констатируют отсутствие совместного ведения органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, что означает отсутствие возможности осуществления органами местного самоуправления опережающего правового регулирования.

Вместе с тем специалисты в области муниципального права занимают более аккуратную позицию.

Список литературы

1. Благодир А.Л. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (постатейный) / А.Л. Благодир, А.А. Кирилловых. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юстицинформ, 2014. 183 с.
2. Вантеева Н.В. Пределы муниципального правового регулирования: научное и практическое измерения / Н.В. Вантеева // Конституционное право и политика : материалы Международной научной конференции (Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28–30 марта
3. Васильев В.И. Законодательное регулирование избирательных систем, применяемых на муниципальных выборах / В.И. Васильев, А.Е. Помазанский // Журнал российского права. 2010. № 8. С. 16–26.
4. Глава муниципального образования: теория, законодательство, правоприменение : монография / Т.М. Бялкина, Е.С. Шугрина, О.И. Баженова [и др.]. Москва : Юрлитинформ, 2019. 240 с.
5. Джагарян А.А. Зеркальный лабиринт муниципальной реформы: конституционно-судебная практика как основа для поиска выходов / А.А. Джагарян, Н.В. Джагарян // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 5. С. 14–42.
6. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь [и др.] ; ответственный редактор В.Д. Зорькин. 2-е изд., пересмотренное. Москва : Норма, ИНФРА-М, 2011. 1008 с.
7. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / под редакцией И.В. Бабичева, Е.С. Шугриной. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Норма: ИНФРА-М, 2015. 670 с.
8. Лазарев В.В. Судебный активизм в формировании правового пространства / В.В. Лазарев // Журнал российского права. 2021. № 9. С. 5–17.
9. Помазанский А.Е. Роль институтов прямой демократии в обеспечении контроля населения за деятельностью органов местного самоуправления / А.Е. Помазанский // Журнал российского права. 2013. № 8. С. 13–24.
10. Усманова Р.М. К вопросу о сфере и пределах муниципально-правового регулирования / Р.М. Усманова // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 6. С. 40–44.
11. Шугрина Е.С. Особенности исполнения решений Конституционного Суда РФ по делам, связанным с местным самоуправлением / Е.С. Шугрина // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2023. № 5. С. 54–71.
12. Шугрина Е.С. Полномочия органов местного самоуправления в сфере безопасности населенных пунктов на примере выдачи разрешения на полеты: мониторинг законодательства и правоприменительной практики / Е.С. Шугрина // Правоприменение. 2019. Т. 3. № 2. С. 38–49
13. Ялтонская Н.С. Оплата труда главы муниципального образования / Н.С. Ялтонская // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2017. № 4. С. 14–19.

Остальные статьи