Осуществление органами местного самоуправления опережающего правового регулирования в материалах правоприменительной практики
Аннотация
В статье рассматриваются ситуации, когда органы местного самоуправления могут урегулировать определенные вопросы только при наличии закона субъекта РФ. Констатируется, что в случае отсутствия закона субъекта РФ органы местного самоуправления становятся заложниками складывающейся ситуации. На основе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики анализируется вопрос о возможности органам местного самоуправления осуществлять опережающее правовое регулирование соответствующих общественных отношений. В преддверии планируемой реформы местного самоуправления высказываются предложения по совершенствованию законодательства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 03/2024 |
Страницы | 25-30 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2024-3-25-30 |
Как правило, правовое регулирование либо фиксирует сложившееся общественные отношения либо адресовано в будущее, т.е. нацелено на развитие новых общественных отношений. В отношении второго подхода нередко используют термин «опережающее правовое регулирование». Именно об этом и пойдет речь в настоящей статье. На основе анализа позиций ученых, материалов правоприменительной практики попробуем ответить на вопрос: есть ли у органов местного самоуправления правотворческие компетенции осуществлять опережающее правовое регулирование?
Теоретическая конструкция опережающего правового регулирования разработана в отношении органов государственной власти субъектов РФ и касается вопросов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предполагается, что по вопросам совместного ведения должны быть федеральные законы и законы субъектов РФ. В случае отсутствия федеральных законов органы государственной власти субъектов РФ могут осуществлять собственное опережающее правовое регулирование; после принятия федерального закона закон субъекта РФ приводится в соответствие с ним.
«Отсутствие федерального закона не может служить препятствием для выработки необходимого правового акта субъектом Федерации. Конституция РФ не запрещает опережающего правового регулирования в субъекте Федерации и не устанавливает жесткой последовательности в регулировании отношений по вопросам совместного ведения, т.е. не требует, чтобы вначале принимался закон или иной нормативный правовой акт субъекта Федерации. При этом должны быть соблюдены конституционные требования о непротиворечии законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина.
Применима ли эта конструкция в том или ином виде к органам местного самоуправления? Могут ли они осуществлять опережающее правовое регулирование? Для большинства юристов ответ очевиден. Обычно они констатируют отсутствие совместного ведения органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, что означает отсутствие возможности осуществления органами местного самоуправления опережающего правового регулирования.
Вместе с тем специалисты в области муниципального права занимают более аккуратную позицию.