Дата публикации: 01.08.2024

О проблемах реализации положений статьи 41 Конституции Российской Федерации при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия жителей городов федерального значения (на примере Севастополя)

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами практической реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие, права на благоприятную окружающую среду при обращении с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в городах федерального значения, на примере города Севастополя.




На современном этапе развития Российской Федерации обеспечение устойчивого социально-экономического развития крупных городских агломераций невозможно без четких механизмов реализации конституционно-правовых гарантий, заложенных в главном законе государства. Эффективное и последовательное обеспечение реализации таких гарантий — основная задача органов исполнительной власти субъектов Федерации и обязательное условие для соблюдения прав и законных интересов граждан, позволяющее сохранять возможность устойчивого социально-экономического развития отдельных территорий и страны в целом.

В Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р, городская агломерация определяется как совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общим населением, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями. При этом Стратегией выделяются два типа городских агломераций: крупная, с населением от 500 тыс. до 1 млн человек и крупнейшая — с населением свыше 1 млн человек.

Крупнейшие и крупные городские агломерации являются центрами концентрации людей и экономики. По сравнению с отдельными населенными пунктами, они обладают более высоким сосредоточением финансовых, производственных, людских, а также иных ресурсов и связей. По этой причине агломерации обеспечивают ускоренные темпы социально-экономического развития, являются точками роста, создавая так называемый агломерационный эффект. Они также, в сравнении с обычными населенными пунктами, гораздо более эффективно аккумулируют интеллектуальные ресурсы и генерируют инновации, позволяя гражданам более эффективно реализовывать свои конституционные права, обеспечивая гармоничное развитие личности.

Особое место среди городских агломераций занимают города федерального значения. В соответствии со ст. 65 Конституции Российской Федерации Москва, Санкт-Петербург и Севастополь являются городами федерального значения и, в отличие от других субъектов федерации, имеют свои специфические особенности, механизмы и опыт реализации конституционно-правовых гарантий устойчивого социально-экономического развития. Вместе с тем данные субъекты Российской Федерации, имея одинаковый статус, закрепленный Конституцией, обладают существенными различиями в эффективности реализации стратегии устойчивого социально-экономического развития их территории. Данные различия вызваны историческими, экономическими, социальными и другими причинами.

Так, Москва и Санкт-Петербург по количеству жителей относятся к крупнейшим городским агломерациям — свыше 15 и 6 млн жителей соответственно, а население Севастополя, по состоянию на 2024 г., составляет без малого 600 тыс. человек, что делает этот город крупной городской агломерацией.

Список литературы

1. Долгополов П.С. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами / П.С. Долгополов // Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2024.
2. Попова Н.Ф. Основные проблемы и приоритеты пространственного развития РФ / Н.Ф. Попова // Административное право и процесс. 2020. № 5. С. 27–31.
3. Шугрина Е.С. Модели управления российскими агломерациями / Е.С. Шугрина // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 2. С. 39–43.

Остальные статьи