Дата публикации: 01.08.2024

К вопросу о создании органами местного самоуправления гарантирующих управляющих организаций

Аннотация

Целью работы является анализ имеющихся проблем в сфере управления многоквартирными жилыми домами на территориях муниципальных образований, в том числе причин, по которым такие дома остаются без управления управляющими организациями, товариществами собственников жилья или жилищными кооперативами. Анализируются нормы жилищного законодательства, предусматривающие выбор способа управления жилыми домами, в том числе устанавливающие обязанности органов местного самоуправления по проведению открытых конкурсов в случаях, когда указанный выше способ управления не выбран собственниками жилых помещений либо не реализован ими. Формулируется вывод о необходимости создания гарантирующих управляющих организаций в организационно-правовой форме — муниципальные унитарные предприятия. Предлагается внесение изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации с целью создания таких организаций, а также внесение изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», которыми органам местного самоуправления будет предоставлено право создания гарантирующих управляющих организаций.




Управление управляющей организацией является одним из трех способов управления многоквартирным домом, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. Он получил достаточное распространение на территории Российской Федерации. Например, в Московской области обслуживают и управляют жилым фондом 1454 управляющие организации, в Республике Марий Эл — 142, в Республике Татарстан — 418, в Чувашской Республике — 227, на территории Нижегородской области — 500, в Москве — 962.

Деятельность управляющих организаций регламентирована в первую очередь Жилищным кодексом Российской Федерации. В частности, ч. 2 ст. 161 предусматривает в качестве одного из способов управление многоквартирным домом посредством управляющей организации. На практике часто можно встретить использование в качестве синонима термину «управляющая организация» — «управляющая компания».

По мнению Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России, понятия «управляющая компания» и его дефиниции в жилищном законодательстве не содержится, при этом, по мнению Минстроя России, термин «управляющая компания» по своему содержанию и значению равнозначен термину «управляющая организация».

С данным разъяснением трудно согласиться, поскольку, как отмечалось выше, Жилищный кодекс Российской Федерации оперирует понятием «управляющая организация» и иного не содержит. Кроме того, термин «управляющая компания» используется в Федеральном законе от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

Таким образом, указанные понятия не могут использоваться как синонимы и во избежание разночтений для сферы жилищно-коммунального хозяйства следует использовать дефиницию «управляющая организация».

Список литературы

1. Дозорцев В.А. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе / В.А. Дозорцев // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика : сборник статей памяти С.А. Хохлова / ответственный редактор А.Л. Маковский. Москва : Международный цент
2. Латыпов Р.Т. К вопросу о перспективах государственных и муниципальных унитарных предприятий в условиях изменившегося законодательства / Р.Т. Латыпов, А.В. Ручкин, Н.А. Юрченко // Вестник Сургутского государственного университета. 2020. № 4 (30). С. 40–48.
3. Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления / Д.В. Петров ; под редакцией В.Ф. Яковлевой. Санкт-Петербург : Юридический Центр Пресс, 2002. 361 с.
4. Проблемы теории гражданского права : сборник статей / С.С. Алексеев, Б.М. Гонгало, Д.В. Мурзин, С.А. Степанов. Москва : Статут, 2003. 128 с.
5. Суханов Е.А. Гражданское право : учебник для студентов вузов. В 4 томах. Т. 1. Общая часть / Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб и доп. Москва : Волтерс Клувер, 2006. 315 с.

Остальные статьи