К вопросу о создании органами местного самоуправления гарантирующих управляющих организаций
Аннотация
Целью работы является анализ имеющихся проблем в сфере управления многоквартирными жилыми домами на территориях муниципальных образований, в том числе причин, по которым такие дома остаются без управления управляющими организациями, товариществами собственников жилья или жилищными кооперативами. Анализируются нормы жилищного законодательства, предусматривающие выбор способа управления жилыми домами, в том числе устанавливающие обязанности органов местного самоуправления по проведению открытых конкурсов в случаях, когда указанный выше способ управления не выбран собственниками жилых помещений либо не реализован ими. Формулируется вывод о необходимости создания гарантирующих управляющих организаций в организационно-правовой форме — муниципальные унитарные предприятия. Предлагается внесение изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации с целью создания таких организаций, а также внесение изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», которыми органам местного самоуправления будет предоставлено право создания гарантирующих управляющих организаций.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 03/2024 |
Страницы | 6-9 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2024-3-6-9 |
Управление управляющей организацией является одним из трех способов управления многоквартирным домом, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. Он получил достаточное распространение на территории Российской Федерации. Например, в Московской области обслуживают и управляют жилым фондом 1454 управляющие организации, в Республике Марий Эл — 142, в Республике Татарстан — 418, в Чувашской Республике — 227, на территории Нижегородской области — 500, в Москве — 962.
Деятельность управляющих организаций регламентирована в первую очередь Жилищным кодексом Российской Федерации. В частности, ч. 2 ст. 161 предусматривает в качестве одного из способов управление многоквартирным домом посредством управляющей организации. На практике часто можно встретить использование в качестве синонима термину «управляющая организация» — «управляющая компания».
По мнению Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России, понятия «управляющая компания» и его дефиниции в жилищном законодательстве не содержится, при этом, по мнению Минстроя России, термин «управляющая компания» по своему содержанию и значению равнозначен термину «управляющая организация».
С данным разъяснением трудно согласиться, поскольку, как отмечалось выше, Жилищный кодекс Российской Федерации оперирует понятием «управляющая организация» и иного не содержит. Кроме того, термин «управляющая компания» используется в Федеральном законе от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
Таким образом, указанные понятия не могут использоваться как синонимы и во избежание разночтений для сферы жилищно-коммунального хозяйства следует использовать дефиницию «управляющая организация».