Цифровизация реализации компетенции муниципальных образований: возможности и риски
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы и перспективы правового обеспечения цифровизации реализации компетенции муниципальных образований. Автором констатируется разрыв между внедрением цифровых технологий в сферу публичного управления и выработкой, апробацией конкретных правовых механизмов, обеспечивающих эффективность нового цифрового формата функционирования публично-правовых образований. Анализ федерального, регионального и муниципального законодательства показал несогласованность и разнородность реализуемых правовых решений, отсутствие их системности и предварительной проработки. Устранение этого недостатка может рассматриваться как приоритетное направление совершенствования российского законодательства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 03/2024 |
Страницы | 2-5 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2024-3-2-5 |
Смена технологического уклада общества, масштабные и необратимые глобализационные процессы открыли новые возможности для оптимизации функционирования публичной власти . Активно внедряются новые технологии, не только повышающие прозрачность реализации государственной политики, но и облегчающие доступ и участие в управлении публичными делами институтов гражданского общества и прежде всего граждан. Отмеченная тенденция прослеживается в правовых системах современности, различия наблюдаются в: разнообразии используемых инструментов правового регулирования, определении объемов и сфер цифровизации государственного и муниципального управления, пределах использования цифровых технологий для реализации компетенции, возможности применения экспериментальных режимов.
В условиях цифровизации можно наблюдать не только продолжение, но и укрепление диалога публичной власти и общества, предполагающего решение двуединой задачи: нормативное закрепление новых гарантий, обеспечивающих права человека при применении новейших технологий, повышение качества государственного и муниципального управления, повышение доступности и открытости оказания государственных и муниципальных услуг. В этой связи интерес для научного исследования представляет изучение механизма реализации компетенции муниципальных образований при использовании современных цифровых технологий.
Правовое оформление внедрения цифровых технологий в сферу публичного управления является одним из приоритетов государственной политики Европейского союза, а также многих национальных правопорядков современности. В развитии указанного направления Европейским конгрессом местных и региональных властей приняты соответствующие акты. Так, в Резолюции 394 (2015) местным и региональным властям рекомендовано выйти за рамки однонаправленной коммуникации при предоставлении информации гражданам посредством сети Интернет. Такой порядок должен осуществляться при широком задействовании всего арсенала электронных технологий, в том числе интегрированных цифровых платформ.
В рекомендациях Европейского союза о возможностях и рисках электронной демократии в отношении местных органов власти отмечается необходимость поэтапного внедрения цифровых технологий. Учет в процессе внедрения цифровых технологий функций планирования и оценки ресурсов предполагает существенные преобразования и реконфигурацию в механизмах управления информацией. В числе первоочередных задач обозначено обеспечение непрерывного функционирования электронных платформ и доступа к ним. При этом риски непосредственного участия граждан в управлении делами государства в электронной форме связываются с проблемами представительства и равного доступа граждан, обеспечения доступа к электронным платформам широкому кругу лиц.
Использование информационно-телекоммуникационных технологий, в частности Интернета, в качестве инструмента управления характерно для электронного правительства . Однако развитие информационно-коммуникационных технологий обусловило новый качественный переход к цифровым технологиям, цифровым платформам (интернет вещей, облачные вычисления и искусственный интеллект). Документы стратегического и программного характера ориентируют на цифровую трансформацию, предполагающую цифровизацию публичных услуг в области здравоохранения , цифровую идентификацию.