Пределы усмотрения органов местного самоуправления в случае отмены административного акта в сфере градостроительства
Аннотация
В работе рассматривается определение пределов свободы усмотрения органов местного самоуправления в области градостроительства в случае самостоятельной отмены административного акта, изданного ранее. Выявлено, что в практике Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ 2022 г. были сформулированы правовые позиции, связанные с определением пределов усмотрения органа публичной администрации в случае отмены или изменения административного акта в порядке самоконтроля с учетом концепта защиты доверия. Обобщение материалов судебной практики позволило установить восприятие правовых позиций, сформулированных высшими судами России, судами при оценке пределов усмотрения в случае самостоятельной отмены органом актов в сфере градостроительства, изданных ранее.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальная служба: правовые вопросы № 03/2024 |
Страницы | 14-17 |
DOI | 10.18572/2072-4314-2024-3-14-17 |
Значительная часть полномочий органов местного самоуправления в области градостроительства, которые закрепляются относительно определенными нормами права, имеют дискреционный характер, предоставляют возможность выбора варианта принимаемого решения. Например, ч. 2 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) допускается возможность выбора представительным органом муниципального управления одного из двух вариантов принимаемого решения, которое может быть принято по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки. Полномочие органа местного самоуправления, связанное с выдачей разрешения на строительство (п. 3 ч. 11 ст. 51 ГрК РФ), является также дискреционным.
Орган местного самоуправления, действуя по усмотрению в сфере градостроительства, не должен выходить за пределы предоставленных полномочий и должен их реализовывать с учетом целей, обозначенных в градостроительном законодательстве. Усмотрение органа предполагает возможность выбора (в рамках вариантов, определенных в законе) и всегда должно быть реализовано на основании закона.
В нормах градостроительного законодательства пределы полномочий органов местного самоуправления и критерии, ограничивающие свободу усмотрения, в случае самостоятельной отмены ранее изданного административного акта, как правило, четко не определены. В такой ситуации необходимо учитывать общие нормы муниципального законодательства, устанавливающие правила отмены муниципальных правовых актов, которые объективированы в ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ). В вышеуказанной норме не определены основания для отмены муниципальных правовых актов, отсутствует разграничение отмены нормативных и индивидуальных муниципальных правовых актов, а также не содержатся критерии, которые ограничивают свободу усмотрения органа в случае отмены акта.
В юридической литературе проблематика, связанная с пределами и ограничением дискреции органов публичной администрации в случае отмены административных актов, рассматривается в сравнительно-правовом аспекте, подчеркивается необходимость учета принципа защиты доверия. В муниципально-правовых исследованиях отмена органами местного самоуправления в порядке самоконтроля актов в сфере градостроительства изучается с позиции предела полномочий органов в указанной сфере.
В 2022 г. высшими судами России были сформулированы правовые позиции, направленные на восполнение существующих пробелов, связанных с определением пределов усмотрения органа публичной администрации в случае отмены или изменения административного акта в порядке самоконтроля, в том числе в сфере градостроительства.