Проблемы правового статуса агломераций в российском законодательстве
Аннотация
В статье исследуются проблемы правового статуса агломераций. Авторы определяют основные характеристики агломераций, выявляют проблемы их функционирования, в том числе проблемы взаимодействия муниципальных образований, составляющих агломерации. Анализируется зарубежный опыт (Испания, Аргентина) применительно к теме исследования. По результатам проведенного исследования авторы приходят к выводу о необходимости более детального правового регулирования агломераций в рамках законодательства о местном самоуправлении.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальная служба: правовые вопросы № 03/2024 |
Страницы | 10-13 |
DOI | 10.18572/2072-4314-2024-3-10-13 |
Законодательство о местном самоуправлении в Российской Федерации претерпевает систематические изменения на протяжении многих лет. Изменения в основной закон о местном самоуправлении — Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вносятся ежегодно. Указанное, с одной стороны, свидетельствует о совершенствовании законодательства, с другой — о том, что такое совершенствование явно нельзя назвать комплексным.
Инициированная сразу после конституционной реформы 2020 г. муниципальная реформа, по замыслу авторов, призвана более масштабно и системно отразить тренды последних лет в муниципальном строительстве и предложить более эффективную модель организации муниципальной власти и взаимодействия органов публичной власти различных уровней. При этом ряд положений проекта нового федерального закона о местном самоуправлении вызвал критику среди представителей научного сообщества и практиков (положения о территориальной организации местного самоуправления, правовом статусе органов местного самоуправления и др.).
В то же время столь масштабные изменения, среди прочего, являются возможностью для решения вопросов, которые еще не получили должного внимания в законодательстве. Среди таких вопросов выделяется проблема правового статуса агломераций и управления ими.
В настоящее время понятие агломераций содержится в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. (далее — Стратегия). В соответствии с указанным документом под городской агломерацией понимается совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения более 250 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями. В Стратегии также определены виды агломераций — крупные и крупнейшие, в зависимости от количества жителей соответствующей территории. Закрепление на нормативном уровне соответствующих понятий видится важным шагом на пути развития городских агломераций.
Проблема определения границ городских агломераций, основанного на объективных критериях и установлении порядка взаимодействия для решения общих задач, остается актуальной. Необходим единый подход в этом направлении, чтобы агломерации как объекты градостроительного проектирования имели четкие границы, соответствующие целям их создания. Так, в соглашении о создании и совместном развитии Новосибирской агломерации Новосибирской области от 22 мая 2015 г. устанавливается, что «агломерация создается в границах участвующих в соглашении муниципальных образований Новосибирской области, а вхождение в агломерацию не влечет изменение границ муниципального образования. Муниципальные образования Новосибирской области, вошедшие в агломерацию, сохраняют целостность и самостоятельность».