Дата публикации: 14.08.2024

Некоторые аспекты правового регулирования муниципальной службы в контексте интеграции новых субъектов Российской Федерации

Аннотация

Работа посвящена определению теоретико-методологических и научно-практических проблем правового регулирования муниципальной службы в контексте интеграции новых субъектов Российской Федерации. Рассмотрены особенности переходного периода, установленного, кроме прочего, для осуществления полноценной интеграции институциональных структур Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в российское правовое и управленческое пространство, закрепленную конституционной нормой единую систему публичной власти. Сформулированы и классифицированы проблемные аспекты применения законодательства о муниципальной службе, отраженные в судебной практике различных субъектов Российской Федерации, среди которых вопросы принципиального разграничения правовой природы муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, практические аспекты проведения аттестации. Результаты исследования построены на личном опыте автора, на протяжении 2023 г. принимавшего участие в реализации на базе Севастопольского государственного университета программы повышения квалификации «Современное публичное управление: теория и практика (линейный уровень)» для управленцев, представляющих новые субъекты Российской Федерации.




Актуальность теоретико-методологического и научно-практического осмысления некоторых проблем правового регулирования муниципальной службы связаны с несколькими факторами, тесно взаимосвязанными между собой и объективируемыми современными тенденциями политико-правового развития местного самоуправления как важнейшего института российского конституционализма и неотъемлемой части единой системы публичной власти, которую О.Н. Мигущенко справедливо определяет как правовой и политический символ идеи народовластия в Российской Федерации. В этом смысле правильным следует признать и утверждение М.Н. Кобзарь-Фроловой о том, что органом публичной власти выступает организация выборных представителей, которые решают вопросы публичной жизни, выражая интересы большинства своих избирателей, что в значительной степени объективируется именно на муниципальном уровне публичной власти, наиболее территориально приближенном к жителям муниципального образования.

Среди таких факторов необходимо обозначить следующие.

Во-первых, на современном этапе одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации является интеграция ее новых субъектов в российское правовое поле как с точки зрения адаптации законодательства, так и в части внедрения организационно-управленческих механизмов, позволяющих успешно трансформировать правовое регулирование муниципальной службы в Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской области, Херсонской области к основам и стандартам, определенным действующим федеральным законодательством.

Во-вторых, в процессе применения действующего законодательства о местном самоуправлении и муниципальной службе, формируемого как на федеральном уровне, так и главным образом на уровне субъектов Федерации, возникает целый ряд проблемных вопросов, отражаемых впоследствии в общей судебной практике и актах конституционной юстиции. К таким вопросам относятся, среди прочих: проблема определения правовой природы выборных должностных лиц местного самоуправления, относящихся к муниципальным должностям, и связанное с этим их отграничение от должностей муниципальной службы; необходимость выработки правильной интерпретации положений действующих законодательных актов о порядке проведения аттестации муниципальных служащих и определении ее результатов с наступлением соответствующих юридически значимых последствий для служебной карьеры; определение каталога специальных законодательных ограничений для муниципальных служащих и связанные с этим проблемные вопросы квалификации недопустимых действий, нарушающих установленные ограничения; определение обязательности проведения конкурса для замещения той или иной должности муниципальной службы.

В-третьих, дальнейшее реформирование института муниципальной службы в России требует разработки научно обоснованной концепции, отображающей современные подходы к построению взаимоотношений между государственной и муниципальной властями как элементами единой системы публичной власти, с последующим формулированием конкретных предложений к усовершенствованию законодательства и правоприменительной управленческой практики, прежде всего — на уровне субъектов Федерации, с необходимым учетом специфических особенностей и объективных сложностей, сопровождающих трансформацию муниципальной службы в новых субъектах. Как точно отмечает С.В. Васильев, «на сегодняшний день местное самоуправление занимает своеобразное пограничное положение между государственной властью, гражданским обществом и простым человеком», и указанную особенность соотношения субъектов, безусловно, необходимо учитывать при разработке дальнейших векторов реформирования муниципальной службы и совершенствования ее правового регулирования.

Список литературы

1. Васильев С.А. Общие начала соотношения субъектов конституционного права / С.А. Васильев. Москва : Центркаталог, 2023. 268 с.
2. Кобзарь-Фролова М.Н. Система органов публичной власти Российской Федерации: понятие, характерные признаки, взаимодействие / М.Н. Кобзарь-Фролова // Сибирское юридическое обозрение. 2021. № 2. С. 192–203.
3. Мигущенко О.Н. Единая система публичной власти как фактор национальной безопасности Российской Федерации / О.Н. Мигущенко // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2022. № 1. С. 3–7.

Остальные статьи