Некоторые аспекты правового регулирования муниципальной службы в контексте интеграции новых субъектов Российской Федерации
Аннотация
Работа посвящена определению теоретико-методологических и научно-практических проблем правового регулирования муниципальной службы в контексте интеграции новых субъектов Российской Федерации. Рассмотрены особенности переходного периода, установленного, кроме прочего, для осуществления полноценной интеграции институциональных структур Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в российское правовое и управленческое пространство, закрепленную конституционной нормой единую систему публичной власти. Сформулированы и классифицированы проблемные аспекты применения законодательства о муниципальной службе, отраженные в судебной практике различных субъектов Российской Федерации, среди которых вопросы принципиального разграничения правовой природы муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, практические аспекты проведения аттестации. Результаты исследования построены на личном опыте автора, на протяжении 2023 г. принимавшего участие в реализации на базе Севастопольского государственного университета программы повышения квалификации «Современное публичное управление: теория и практика (линейный уровень)» для управленцев, представляющих новые субъекты Российской Федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальная служба: правовые вопросы № 03/2024 |
Страницы | 6-10 |
DOI | 10.18572/2072-4314-2024-3-6-10 |
Актуальность теоретико-методологического и научно-практического осмысления некоторых проблем правового регулирования муниципальной службы связаны с несколькими факторами, тесно взаимосвязанными между собой и объективируемыми современными тенденциями политико-правового развития местного самоуправления как важнейшего института российского конституционализма и неотъемлемой части единой системы публичной власти, которую О.Н. Мигущенко справедливо определяет как правовой и политический символ идеи народовластия в Российской Федерации. В этом смысле правильным следует признать и утверждение М.Н. Кобзарь-Фроловой о том, что органом публичной власти выступает организация выборных представителей, которые решают вопросы публичной жизни, выражая интересы большинства своих избирателей, что в значительной степени объективируется именно на муниципальном уровне публичной власти, наиболее территориально приближенном к жителям муниципального образования.
Среди таких факторов необходимо обозначить следующие.
Во-первых, на современном этапе одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации является интеграция ее новых субъектов в российское правовое поле как с точки зрения адаптации законодательства, так и в части внедрения организационно-управленческих механизмов, позволяющих успешно трансформировать правовое регулирование муниципальной службы в Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской области, Херсонской области к основам и стандартам, определенным действующим федеральным законодательством.
Во-вторых, в процессе применения действующего законодательства о местном самоуправлении и муниципальной службе, формируемого как на федеральном уровне, так и главным образом на уровне субъектов Федерации, возникает целый ряд проблемных вопросов, отражаемых впоследствии в общей судебной практике и актах конституционной юстиции. К таким вопросам относятся, среди прочих: проблема определения правовой природы выборных должностных лиц местного самоуправления, относящихся к муниципальным должностям, и связанное с этим их отграничение от должностей муниципальной службы; необходимость выработки правильной интерпретации положений действующих законодательных актов о порядке проведения аттестации муниципальных служащих и определении ее результатов с наступлением соответствующих юридически значимых последствий для служебной карьеры; определение каталога специальных законодательных ограничений для муниципальных служащих и связанные с этим проблемные вопросы квалификации недопустимых действий, нарушающих установленные ограничения; определение обязательности проведения конкурса для замещения той или иной должности муниципальной службы.
В-третьих, дальнейшее реформирование института муниципальной службы в России требует разработки научно обоснованной концепции, отображающей современные подходы к построению взаимоотношений между государственной и муниципальной властями как элементами единой системы публичной власти, с последующим формулированием конкретных предложений к усовершенствованию законодательства и правоприменительной управленческой практики, прежде всего — на уровне субъектов Федерации, с необходимым учетом специфических особенностей и объективных сложностей, сопровождающих трансформацию муниципальной службы в новых субъектах. Как точно отмечает С.В. Васильев, «на сегодняшний день местное самоуправление занимает своеобразное пограничное положение между государственной властью, гражданским обществом и простым человеком», и указанную особенность соотношения субъектов, безусловно, необходимо учитывать при разработке дальнейших векторов реформирования муниципальной службы и совершенствования ее правового регулирования.