К вопросу о перечне лиц, которые могут быть допущены в качестве законных представителей несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства
Аннотация
Перечень лиц, которые могут быть допущены в качестве законных представителей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, закреплен в п. 12 ст. 5 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации* и является исчерпывающим. Неоднократно данная норма подвергалась критическому анализу, высказывались предложения расширить закрепленный в ней перечень возможных законных представителей. Автором проанализированы некоторые предложения и сделан вывод о необходимости сохранения установленного перечня, а также предложены меры по совершенствованию деятельности органов опеки и попечительства при осуществлении ими законного представительства несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Вопросы ювенальной юстиции № 03/2024 |
Страницы | 8-12 |
DOI | 10.18572/2072-3695-2024-3-8-12 |
В соответствии с п. 12 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) в перечень лиц, которые могут быть допущены в качестве законных представителей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего (далее — перечень возможных законных представителей, перечень), включены: родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего; представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний, органы опеки и попечительства (далее — органы опеки). Предполагается, что данные лица имеют либо личный, либо профессиональный интерес к защите прав несовершеннолетнего. Однако родители и заменяющие их лица иногда не проявляют должную заинтересованность, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится ребенок, и представители органов опеки в ряде случаев формально относятся к выполнению профессиональных обязанностей. Формальное отношение представителей органов опеки к осуществлению законного представительства несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства стало одним из аргументов в пользу предложений расширить перечень возможных законных представителей, включив в него иных лиц, которые более, чем представители органов опеки, будут заинтересованы в защите прав представляемого лица. В науке наметились два подхода к реформированию перечня возможных законных представителей. Широкий подход — максимально расширить перечень, включив в него как лиц, имеющих с несовершеннолетним родственные связи, так и иных лиц. Узкий подход — дополнить перечень только теми, кто имеет родственные связи с несовершеннолетним.
В рамках первого подхода Н.Ю. Литвинцева отмечает необходимость дополнить перечень «близкими родственниками, родственниками и близкими лицами, принимающими непосредственное участие в уходе за несовершеннолетним и его воспитании». А.В. Булыжкин и В.Н. Чаплыгина предлагают допустить привлечение «близкого родственника, родственника или лица, которое фактически принимает участие в воспитании несовершеннолетнего и заботится о нем».
Не вполне обоснованной нам видится главная особенность первого подхода, которая предполагает, в том числе, возможность привлечения в качестве законного представителя лица, не состоящего с несовершеннолетним ни в родстве, ни в свойстве, если такое лицо принимает участие в воспитании ребенка, уходе и заботе о нем. Заинтересованность таких лиц в защите прав несовершеннолетнего достаточно сложно установить, а также сложно исключить наличие у них скрытых или даже противоправных мотивов участия в судопроизводстве. В мотивации родственников или свойственников можно предположить морально-этические основы семейных отношений, но сложно однозначно определить, что движет другими лицами, не оформившими усыновление, опеку или попечительство, но желающими осуществлять законное представительство несовершеннолетнего. Помимо этого, предлагаемые изменения, на наш взгляд, сделают перечень объемным и не вполне конкретным. «Близкие родственники», «родственники», «близкие лица» — каждое из этих понятий подразумевает определенный перечень лиц, отчего перечень возможных законных представителей станет очень объемным. Понятие «близкие лица» носит оценочный характер, что сделает границы перечня размытыми. Не добавляет конкретики использование авторами таких формулировок, как «участие в уходе и воспитании» и «заботится о нем», поскольку их толкование правоприменителями может разниться. Исходя из этого, нам кажется нецелесообразным реформировать п. 12 ст. 5 УПК РФ в соответствии с предложениями представителей первого подхода.
В рамках второго подхода С.Ю. Балмочных считает целесообразным включить в перечень иных родственников несовершеннолетнего. С.В. Тетюев предлагает допустить возможность участия дедушки, бабушки и совершеннолетних братьев и сестер несовершеннолетнего в случае объективной невозможности или уклонения от участия единственного законного представителя, или нанесения им ущерба интересам несовершеннолетнего. А.А. Орлова и О.Б. Виноградова, разделяя позицию С.В. Тетюева, указывают, что перечень следует дополнить «лицами из числа близких родственников».