Традиционные семейные ценности как духовно-нравственная основа исправительного воздействия на несовершеннолетних лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы
Аннотация
В статье представлены две нравственно-правовых дилеммы, суть которых сводится к противоречивой роли положительно и отрицательно характеризующихся семей в формировании духовно-нравственных основ исправительного воздействия на несовершеннолетних лиц, лишенных свободы. В этом контексте продемонстрирован феномен «мнимой семьи», т.е. семьи, которая формально не обладает внешними признаками социально опасного положения, но фактически таковой являющейся. Рассмотрен многоаспектный потенциал семьи в результативном обращении с несовершеннолетними осужденными. Отражена проблема ослабления духовно-нравственных семейных скреп в связи с подростковой делинквентностью, которая распространяется на 80% лиц, которые в несовершеннолетнем возрасте совершили общественно опасное деяние. Показан соответствующий опыт функционирования Канской воспитательной колонии. Делается вывод о том, что уголовно-исполнительное законодательство не в полной мере регламентирует возможность трансляции традиционных семейных ценностей на несовершеннолетних лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Вопросы ювенальной юстиции № 03/2024 |
Страницы | 2-7 |
DOI | 10.18572/2072-3695-2024-3-2-7 |
Изучение традиционных семейных ценностей как духовно-нравственной основы исправительного воздействия на несовершеннолетних лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, возможно через призму философских, культурологических, этических, психологических и иных аспектов. Однако для представителей юридической науки несомненный интерес представляет социально-правовой (нормативистский) срез изучения данной проблемы. Соответственно, исследовательское обращение к вопросам традиционных семейных ценностей в формировании духовно-нравственных основ исправительного воздействия на несовершеннолетних лиц, осужденных к отбыванию уголовного наказания в виде лишения свободы, неотделимо от хотя бы краткого упоминания концептуальных государственных начал политики сохранения и развития традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Так, Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» закрепляет концептуальную идею о том, что реализация стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» предполагает «сохранение, укрепление и продвижение традиционных семейных ценностей» (п. 24). Данные и подобные им положения развивают стратегические установки, которые изложены в ряде иных концептуальных правовых актах, в частности, в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р.
Рассматривая данную тему, следует обратиться к ряду нравственно-правовых дилемм, которые предлагают две возможности, одна из которых не представляет собой однозначно приемлемый или предпочтительный вариант. Однако неоднозначная проблематика указывает на целесообразность рассмотрения всех возможных вариантов и использования социально-правовых резервов реагирования на сложные вызовы, возникающие перед уголовно-исполнительной системой и правопорядком. Также следует учитывать тот факт, что около 60% несовершеннолетних, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, относятся к группе социального сиротства и воспитанникам детских домов, поэтому исследуемая проблема охватывает не очень широкий круг ее «участников», но, как представляется, обладает высокой научно-теоретической ценностью.
Дилемма 1. Рассматривая роль семьи как духовно-нравственной основы исправительного воздействия на несовершеннолетних лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, следует выдвинуть гипотезу о том, что только положительно характеризующиеся семьи могут выступать такой основой. Как верно отмечает Ю.Е. Суслов, «это справедливо в тех случаях, когда очевидно деструктивное воздействие семьи или отдельных ее членов на осужденных. Не все ближайшее окружение осужденных следует определять как социально полезные». Допустимо полагать, что семьи, находящиеся в социально опасном состоянии, не обладают той духовно-нравственной основой, которая необходима для результативного исправительного воздействия на несовершеннолетнего осужденного. Ведь в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» семья, находящаяся в социально опасном положении, – это «семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними». Следовательно, если родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей, то навряд ли они могут являться источником духовно-нравственного воздействия на уже осужденных несовершеннолетних. Даже в условиях естественной привязанности и наличия соответствующих чувств между родителями и детьми в такой семье сложно говорить о существовании традиционных семейных ценностей, которые могут быть положены в основу исправительного воздействия на несовершеннолетних лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы. Хотя справедливости ради нельзя не заметить, что категория «традиционные семейные ценности» носит в соответствующей доктрине достаточно оценочный характер. Более того, согласимся с тезисом о том, что «взгляды на семью и весь жизненный опыт нынешней молодежи возраста создания семьи формировались в период затяжных реформ и кризисов в нашей стране и в мире». В любом случае остается актуальным тезис Ф.Ф. Намазовой о том, что «поддержание социальных связей с семьей и родственниками является одной из главных составляющих процесса ресоциализации несовершеннолетних, которые до осуждения жили в неполных, неблагополучных семьях, детских домах и интернатах».